Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.01.2005
9 Ава — день разрушения Иерусалимского Храма. У многих может возникнуть вопрос: "Почему Всвышний допустил это? Разве это не нарушает Им же данный Закон?" Но прежде чем подавать соответствующий "иск", давайте попробуем разобраться.
Тот, кто выбьет хотя бы один камень из Алтаря Храма или из Храма, дабы разрушить его [нарушает запрет Торы], как написано, "Ты сокрушишь их алтарь.... Но не сделаешь этого с Вс-вышним, Б-гом твоим".
(Мишне Тора, Законы Священного Храма 1:17)
"Вс-вышний действует не так, как те, что из плоти и крови", — говорит нам Мидраш, — "Царь из плоти и крови заставляет выполнять других, то что сам обычно не делает, но не так Царь всех царей, то что Он выполняет Сам, он требует от людей". Законы, по которым он заповедовал нам жить также определяют Его поведение по отношению к творению.
Но каждый год в девятый день месяца ава мы оплакиваем разрушение Иерусалимского храма, которое является не только трагическим событием в истории нашего народа, но и, как может показаться, незаконным. Сам этот страшный факт, на первый взгляд, нарушает законы, которые заповедовал нам Всевышний.
Разрушение первого Иерусалимского храма произошло 9 Ава 3338 года от сотворения мира (423 г. до н. э.). Формально Храм сожгла армия вавилонского императора Навуходоносора, но на самом же деле, конечно, за этим стояла Воля Всевышнего.
За год до разрушения Храма Всесильный предупредил нас: "Вот, пошлю Я и возьму все северные племена... и Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на землю эту и на жителей ее..." . "Я отдаю город этот в руки царя Вавилонии..." "Сделаю Я с домом этим ... то же, что сделал Я с Шило"
Может показаться, что, разрушив Храм, Всевышний как бы нарушил два запрета Своего же Закона. Первый — ло ташхит, запрет на разрушение чего-либо ценного. Этот закон приводится во Второзаконии (20:19), где Тора запрещает срубать фруктовое дерево во время войны, а в еврейской традиции это интерпретируется как запрет на любое бессмысленное разрушение:
"Тот, кто разбивает сосуды, рвет одежды, сносит здания, прерывает течение источника или лишает других источников пищи, нарушает запрет Ло Ташхит."
Второй закон, нарушение, которого можно усмотреть в деяниях Вс-вышнего касается непосредственно Иерусалимского Храма. Во книге Торы "Дварим" (Второзаконие, 12:3-4) мы читаем:
"И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и священные деревья их сожгите огнем, и изваяния богов их срубите, и уничтожьте имя их с места этого. Не делайте подобного для Б-га, Всесильного вашего"
Из этого еврейские мудрецы заключают, что "выбивать хотя бы один камень из жертвенника Храма или из Храма, дабы разрушить его...", значит, нарушать законы Торы, ибо сказано: "Не делайте подобного для Б-га, Всесильного вашего".
Как же тогда Всевышний мог допустить разрушение Иерусалимского храма, не нарушив законы, которые Он сам же и заповедовал?!
"Законность" действий Всевышнего, по крайней мере, по поводу запрета ло ташхит, можно объяснить, разобрав другой закон, из области законов соблюдения субботнего дня.
Существует 39 видов "работ" которые нельзя делать в Шаббат. С точки зрения закона, работой считается любая производительная деятельность. Поскольку в список из 39 запрещенных дел включены "разрушение" и "разрывание", их также надо рассматривать как связанные с созиданием. Разрушая стену для перестройки жилища и вспарывая шов, чтобы перешить одежду, человек нарушает субботу. Но если человек разрушает что-либо только ради уничтожения, то есть не преследуя никакой позитивной цели — такое действие не является нарушением субботы. Правда, здесь следует отметить ещё один важный аспект закона: "если кто-то рвет что-либо в клочья в приступе ярости, или [в скорби] — это является нарушением субботы, поскольку таким действием человек утешает себя, его эмоциональное напряжение спадает — и в этом усматривается совершение позитивного действия".
Исходя из приведенных законов, можно заключить, что разрушение Всевышним Иерусалимского храма также заключало в себе позитивный характер. К тому же упоминание об этом мы находим в Мидраше (самом древнем сборнике высказываний еврейских мудрецов) на книгу Теhилим (Псалмов Давида). В Псалме 79 описывается, как "Вошли язычники в удел Твой, осквернили святой Храм Твой, Иерусалим превратили в руины". Однако озаглавлен этот текст как "Песнь Асафа", на что в Мидраше задается вопрос: разве не правильнее было бы сказать "Плачь Асафа", "Жалоба Асафа"? Почему написано "Песнь Асафа"?
Но это Мидраш приводит притчу:
"Царь построил своему сыну в день его свадьбы красивый, богатый, искусно украшенный шатер. Но потом его сын стал вести образ жизни, неподобающий для царского сына. Тогда царь подошел к свадебному шатру, сорвал навесы и сломал балки. После этого учитель царского сына взял флейту и начал играть. Те, кто увидели это, спросили: "Царь разрушает брачный шатер царевича, а ты сидишь и поешь?" И сказал он им: "Я пою потому, что царь разрушил только брачный шатер, но не обрушил свой гнев на сына".
Такой же вопрос задавали Асафу: "Всевышний разрушил Храм и Святая Святых, а ты сидишь и поешь?" И ответил он: "Я пою, потому что Вс-вышний обратил гнев свой против дерева и камня, но не на Израиль".
Разрушение Храма, таким образом, было позитивным действием. Наши грехи могли стать причиной расторжения союза, заключённого со Вс-вышним. Тем, что Он "обрушил гнев свой" на дерево и камень Храма, Всевышний разрушил лишь "свадебный шатёр", а наши отношения с Ним, были сохранены.
Это, однако, еще не доказывает отсутствия нарушения другого запрета при разрушении Храма — запрета на причинение ущерба предметам, обладающих святостью, данной им Вс-вышним. Тот факт, что разрушение Храма было произведено на благо, не отменяет этот запрет, ведь причинять ущерб Храму запрещено даже с благой целью.
В своде еврейских законов Маймонида "Мишнэ Тора" оговаривается один важный закон. Там, где говорится о нанесении ущерба любой части Храма, подчёркивается, что это делалось "с целью разрушения"; однако "разрушение с целью улучшения", как сказано в комментариях, "не подпадает под запрет". В Талмуде говорится о том, как мудрецы советовали Ироду и подталкивали его к тому, чтобы он реконструировал Иерусалимский Храм, дабы перестроить его с более богатым убранством. Другими словами, хотя запрещено разрушать любую часть Храма, даже во имя постройки, — разрешается делать это ради улучшения самого Храма.
Поэтому мы должны признать, что Всевышний разрушил Храм с целью его будущего восстановления в его идеальном виде. Первые два Храма были построены людьми и, как все человеческое, несли на себе печать ограниченности. Работа человека может быть осквернена деяниями людей, и, таким образом, б-жественное присутствие уходит из земного пристанища.
Два Храма, построенных людьми, были разрушены только для того, чтобы был построен вечный Третий Храм. Изначально Храм был построен как "жилище" Вс-вышнего — в Торе это описывается так "И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них". Храмы, которые строил Шломо (Соломон) и Эзра, были только ступенями для построения Третьего Храма, Б-жественного жилища, которое должно сойти в небес, когда придет Мошиах, и пусть это произойдет как можно скорее — в наши дни.
Закон, позволяющий разрушить Храм относится так же и к синагоге ("малому храму"). Чтобы ее перестроить, новое здание должно быть лучше (по размеру, по красоте, и т. д.), чем раньше. Если обстоятельства таковы, что прежде, чем построить новое здание, нужно снести старое, строительство нового здания должно начаться немедленно, и продолжаться "день и ночь, несмотря ни на какие трудности, которые могут вынуждать оставить его, хотя бы даже на время". В Талмуде сказано, что когда нужно было снести пришедшую в негодность синагогу в вавилонском городе Матта Мехасия, Рав Аши "переставил свою кровать" на место строительства, и не оставлял это место, пока не были укреплены водосточные трубы".
Согласно этому закону Вс-вышний начал восстанавливать Храм сразу же, как только его разрушил. В Талмуде говорится:
В день, когда был разрушен Святой Храм, один еврей пахал поле, и вдруг его бык стал мычать. Мимо проходил араб, который услышал это мычание. И сказал араб еврею: "Сын Иhуды! Распряги быка своего, вытащи плуг из земли, ибо теперь твой Священный Храм разрушен".
Бык промычал еще раз. И араб сказал еврею: "Сын Иhуды! Распряги быка своего, вытащи плуг из земли, ибо теперь родился Спаситель..."
И сказал рабби Бон: "Разве нам нужно узнавать об этом от араба? Об этом нам говорит Тора. Стих этот звучит так: "И ливанский кедр падёт от сильного". А вот что написано в следующем стихе. "И выйдет отросток из ствола Ишаи...".
Не успело еще остыть пепелище Храма, как уже началось новое строительство. Мошиах, посланник Вс-вышнего, который должен принести спасение миру и с приходом которого вернётся Храм в Иерусалим, родился девятого Ава.
Под покровом Галута наши мудрецы видели вечное жилище Вс-вышнего, восстающее из праха. Они видели выход, который существует со дня разрушения Храма, и становится все более видимым с каждым новым поколением. Они все время говорили нам, что переломный момент истории уже совсем близко.
Раввин Борух Клейнберг