Top.Mail.Ru

Лаг ба-Омер для чайников

26.05.2005

Что значит «Лаг ба-Омер»?

 В этот праздник принято зажигать костры

Дословно Лаг ба-Омер означает «33-й день омера».

Слово «лаг» в иврите состоит из двух букв: ламед и гимел. Гематрия (числовое значение) этих букв составляет 33. Омер на иврите — «сноп».

Отсчет дней между праздниками Песах и Шавуот называется сфират hа-омер. Лаг Ба-Омер — 33-й день этого отсчета.

 

 

Почему этот день — праздничный?

 

В этот день произошли значимые события для еврейского народа.

Первое. Дни сфират hа-омер известны в нашей истории как дни строгого отношения Всевышнего к своим творениям. В эти дни не участвуют в опасных мероприятиях: воздерживаются от опасных путешествий, особенно остерегаются авантюрных начинаний.

В эти дни, почти 2000 лет назад, традиция и культура нашего народа оказались под угрозой — начался мор среди 24000 учеников рабби Акивы, сливок еврейского общества. Этот мор прекратился в Лаг ба-Омер.

Второе. В этот день умер великий рабби Шимон бар Йохай (сокращенно РаШБИ), автор книги «Зоhар», основного трактата Каббалы.

 

 

Почему день смерти — день веселья?

 

Перед смертью рабби Шимон заповедовал своим ученикам отмечать день его смерти, как день свадьбы.

Смысл его слов был таким: «Печаль от смерти — печаль по себе, по своей потере, по потере тела близкого человека. Я же, покинув материальные рамки, возношусь на высочайший духовный уровень. Не замыкайтесь на ощущениях материального мира, поставьте на первый план мир духовный!».

Эти слова соответствуют образу жизни мудреца. Всю свою жизнь он посвятил Каббале — науке, изучающей духовные структуры мироздания. Главный принцип ее: Всевышний и Его силы, наполняющие мироздание — и есть суть Вселенной, а внешняя оболочка — лишь марионетка. Предпочти же главное второстепенному!

 

 

Как отмечают этот праздник?

 

- В Стране Израиля в ночь на Лаг ба-Омер принято зажигать костры в честь рабби Шимона бен Йохая, а днем — отправляться к горе Мирон в Верхней Галилее, где он похоронен. Рядом с могилой рабби Шимона молятся, поют, танцуют и веселятся.

- Согласно обычаю, в этот день едят сладкие плоды рожкового дерева, которые служили единственной пищей рабби Шимону и его сыну, рабби Элазару во время их 13-летнего пребывания в пещере, где они прятались от преследования римлян.

- Согласно еще одному обычаю, в Лаг ба-Омер дети соревнуются в стрельбе из лука (кешет на иврите) — в память о том, что все время, пока жил раби Шимон бен Йохай, на небе ни разу не появлялась радуга (также кешет не иврите) — признак сдерживаемого гнева Всевышнего, — так как заслуги рабби Шимона были столь велики, что защищали весь мир.

- В последнее время, по инициативе Любавичского ребе, р. Менахема-Мендла Шнеерсона, по всему миру распространился обычай устраивать в Лаг ба-Омер детский парад, за которым следует большая программа развлечений.

(Кицур Шулхан Арух)

 

 

В Израиле принято посещать могилу рабби Шимона, а в диаспоре?

 

Любавичский ребе говорил, что подобно тому, как душа пророка Элияhу посещает каждый Пасхальный Седер, который проводят евреи, так и душа рабби Шимона идет во главе каждого детского парада в Лаг ба-Омер.

Для РаШБИ нет ничего более ценного, чем еврейские дети, идущие с высоко поднятыми головами, гордясь своим еврейством.

 

А в чем причина написания «ба-Омер» через дефис и «РаШБИ» — с заглавными буквами внутри слова?

 

Дефис внутри слова призван отделить приставку-союз от существительного. В иврите союзы пишутся слитно с существительными.

 

«РаШБИ» — транслитерация ивритской анаграммы, в которой РШБИ — буквы, а «а» — огласовка, один из мелких значков, обозначающих гласные буквы.

 

Все эти ненормативные выделения сделаны с одной целью — напомнить евреям о существовании еврейского языка, не знать который означает быть неполноценным в своем еврействе.

 

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}