Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.07.2005
Мне всегда казалось, что у программирования и учебы в ешиве общим может быть только одно — то, что студенты ешив, если их одолевает материальный кризис, как правило без сверхчеловеческих усилий превращаются в хорошо оплачиваемых программистов. Для этой работы не всегда требуется высшее образование, и, закончив курсы, многие мои знакомые, а также знакомые моих знакомых устроились на работу и успешно примкнули к «среднему классу».
Усевшись за мониторы компьютеров в современных рабочих помещениях с кондиционированным воздухом и научно организованным менеджментом, они не испытали культурного шока, перенесясь из мира Талмуда в мир высоких технологий.
Но, кажется, и в этой, уже ставшей привычной по фильмам картине (каждый сидит в расслабленной позе, откинувшись на спинку кресла и, кликая мышкой, — поди разберись: то ли работает, то ли просто играет) уже произошла революция, и скоро привычным станет другой образ — перед одним компьютером сидят двое, один чуть позади другого, и первый, постоянно переговариваясь со вторым, набирает на клавиатуре нечто непонятное…
СТРЕКОЗА И ЕШИВА
…Всем известно, что вертолет своей формой напоминает стрекозу. Однако о стрекозе его изобретатели во время работы совсем не думали. Просто такой дизайн оказался наиболее целесообразным. Интересно, знал ли Кент Бек слово «ешива», когда разрабатывал свою революционную методику организации труда программиста, или такая система просто оказалась оптимальной в свете новейших американских идей повышения производительности труда?
Итак, разрешите вам представить: последнее слово программирования — система XP, разработанная Кентом Беком. Название расшифровывается как «экстремальное программирование».
Идея родилась в процессе создания программного обеспечения для фирмы «Даймлер Крайслер» (Daimler Chrysler) и тогда же была впервые использована. Революционной она считается из-за отказа от некоторых принципов разработки, ранее считавшихся незыблемыми, а также интенсивного внедрения последних открытий в области научной организации труда. Хотя вне США эта технология из-за своей необычности приживается с трудом, специалисты считают, что за ней будущее. Некоторые ее принципы настолько напоминают систему обучения ешив, что это вызывает у израильских программистов улыбки и предположения относительно того, дошел ли изобретатель до всего этого сам или позаимствовал из еврейских источников.
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Каковы же основополагающие идеи этой революционной, новейшей системы и что их может объединять с традиционной, консервативной и одной из древнейших среди сохранившихся до наших дней системой ортодоксального еврейского образования?
Основа XP — работа в паре. Да-да, вы не ошиблись — два человека пишут один код! Вы скажете, что это способствует удорожанию продукта, что это невыгодно, глупо и расточительно?.. Ничего подобного! По этой методике работают уже не первый год, и подсчитано, что в среднем она увеличивает производительность труда на 25 – 30 процентов по сравнению со старым способом, когда каждый делал свою часть работы.
За счет чего это происходит? За счет того, что программисты в процессе работы должны постоянно обсуждать ее: один контролирует другого, причем по очереди — один пишет, второй наблюдает и переговаривается с ним, и наоборот.
Что это дает? Большую открытость, обнаружение ошибок в самом зародыше, до того, как они успели развиться, возможность посоветоваться, задать вопрос и получить ответ.
ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ — ФИНАНСОВЫЙ ВЫИГРЫШ
Для большей интеграции вся группа разработчиков — до 20 человек — должна проводить в начале дня 15 минут вместе. Просто пообщаться между собой в неофициальной обстановке. Четверть часа рабочего времени всей программистской группы, да еще каждый день — в денежном выражении не такая уж маленькая сумма. Которая, тем не менее, окупается душевным состоянием программистов, которые не стесняются задавать вопросы и получать поучения.
Выигрыш в том, что работник перестает быть вынужденным следить за тем, как бы его не подсидели, не заметили пробела в знаниях или отсутствия понимания. Вся команда болеет друг за друга и старается друг другу помочь, ибо ответственность за результат лежит на всем коллективе. А заодно заблаговременно устраняются дурацкие ошибки, возникающие из-за стремления скрыть недопонимание или недостаточную квалификацию, которые потом так трудно и дорого искать.
Все это хорошо, скажете вы, но при чем здесь Талмуд? Оказывается, при том…
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?
Светская система обучения основана на иерархии и дисциплине. Система «учитель – ученик» подразумевает, что учитель изрекает истину в последней инстанции, задача ученика — усвоить ее, научиться применять на практике. Важно правильно отвечать на заранее известные вопросы.
Все взрослые работающие люди когда-то учились в школе. Из школы они принесли на работу навыки и понятия, крепко-накрепко вбитые с детства. Истина «учитель всегда прав» трансформируется в их сознании в «начальник всегда прав», ошибка — это позор, за который наказывают, и ее надо всеми силами избегать или уж, на худой конец, скрывать. Думать следует только в заданных объяснениями учителя границах и ни в коем случае не ставить под сомнение абсолютные истины, написанные в учебнике.
ЧЕМУ УЧАТ В ЕШИВЕ?
Еврейское традиционное образование с древнейших пор и до наших дней основано на несколько иных принципах.
ВОПРОС
Все революционные новшества экстремального программирования, если их изложить в двух словах, направлены в сторону еврейской традиции образования.
В заключение хочется задать вопрос: до каких пор мы будем восхищаться, получая вертолет, похожий на стрекозу, и не пора ли нам обратить внимание на преимущества собственной культуры и начать самим пользоваться ею, так сказать, в корыстных целях?
[назад] ЕШИВА — в еврейской истории так называется высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Устного Закона — главным образом, Талмуда. В определенные эпохи ешива выполняла, помимо прочего, законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки ученых к званию раввина. (Электронная еврейская энциклопедия)
[назад] К сожалению, не имея возможности в объемах данной статьи полностью изложить все без исключения аспекты методики XP, могу лишь сослаться на первоисточник, http://www.xprogramming.ru/Misc/WhatsGoingOn.html а также http://www.maxkir.com/sd/pairprog_RUS.htm, в котором желающие смогут более полно ознакомиться с материалом
Сима Кориц