Куда деваются записки Стены Плача?

19.09.2005

Ваша молитва успешно дошла, высылаем подтверждение… k.jpg

Каждый день почтовые отделения Израиля получают десятки писем со странными адресами: «Дорогому Б-гу», «Небесам», «Б-гу в Иерусалиме», «ангелам», «патриарху Авраhаму», — в зависимости от вкусов и фантазии отправителя. Раньше подобные послания оставались на почте в коробках с невостребованной корреспонденцией, однако недавно израильское почтовое управление объявило, что все письма, адресованные «Б-гу», будут доставлены к Стене Плача и вложены в расщелины между ее огромными камнями.

КТО ПИШЕТ ПИСЬМА?

Основная масса писем к Б-гу «отправляется вручную», т. е. вкладывается в щели меж камней посетителями Котеля (так называется Стена Плача на иврите). Религиозные люди составляют меньшинство «клиентов», Б-га и Его Стены. Большинство же отправителей — туристы (евреи и неевреи) и экскурсанты из городов Израиля и других стран. Школьники, организованно приведенные сюда учителями и не менее организованно подготовившие в классе свои очень важные детские просьбы: справиться с контрольной, получить в подарок игрушку или помириться с одноклассницей… Заботы большинства взрослых тоже вполне практичны: кто-то хочет устроиться на хорошую работу, кто-то — повстречать, наконец, своего суженого, кто-то — успешно перенести операцию и выздороветь, кто-то — выиграть в лотерею…

ПАПА ПОПРОСИЛ У Б-ГА ПРОЩЕНИЯ

Люди известные и влиятельные тоже не гнушаются этим (по мнению некоторых) примитивным обычаем. В 2000 году государство Израиль посетил папа Иоанн Павел II. Наряду с другими встречами и посещениями, побывал он и у Котеля, чтобы положить в него записочку, начертанную на официальном бланке Ватикана. Конечно, пролежала она недолго, поскольку представляла собой документ большой исторической, общественной, политической и даже экономической важности. Как вскоре выяснилось, папа просил о благословении Святой земли и прощении за многовековые издевательства христиан над еврейским народом.

Уместным будет заметить, особенно в преддверии Рош hа-Шана Комментарий , что в еврейской традиции, в отличие от традиции христианской, считается, что Б-г не прощает вместо обиженного. Согласно еврейскому закону, каждый должен лично просить прощения у того, которого он обидел, а если обиженный умер, то на его могиле, в присутствии специально приглашенных свидетелей. Если же был причинен материальный ущерб, то его необходимо возместить иной раз в многократном размере и лишь после этого просить о прощении.

 

В общем, христианам повезло, что «их за все прощает» Б-г — возместить ущерб и извиниться перед каждым ими обиженным было бы очень и очень непросто.

Историческая же записка папы нашла свое пристанище в музее памяти Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем».

ЗАПИСКА БУША БЫЛА ПОМЕЩЕНА НА VIP-МЕСТО

В 2003 году президент Буш улучил возможность вложить в расселину между камнями Котеля записку, передав ее через верного человека. Высокой чести доставить письмо по адресу удостоилась глубоко религиозная христианка по имени Майзель, 81 года от роду. Со знанием дела она засунула дорогое послание поглубже в щель в месте, находящемся ближе всего к разрушенному Святая святых, уверенная, что президенту Америки и тут полагается все только самое лучшее и что его молитва будет услышана в первую очередь.

КТО ОТКРЫЛ ЭТОТ ПУТЬ К Б-ГУ?

Раввин Шмуэль Рабинович, курирующий Котель и святые места Израиля, объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом «суеверия» или «невежества».

И все же интересно было бы узнать, когда возник этот обычай! Кто положил ему начало и почему принято считать, что записанные и вложенные просьбы и молитвы обязательно не останутся без ответа? И куда деваются все эти записки потом?

НЕКОШЕРНЫЙ ОБЫЧАЙ

В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы Комментарий , посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть любопытные сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай — писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами.

РАВВИНСКОЕ РЕШЕНИЕ

Место, находящееся ближе всего к разрушенному Святая святых ХрамаРаввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки. Предполагают, что это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.

…Однажды великий мудрец и каббалист, автор книги «Ор hа-Хаим» рабби Хаим бен Атар Комментарий попросил своего ученика раби ХиДА Комментарий положить в щель между камнями Котеля записку следующего содержания: «Шхина, прошу, помоги повлиять на такого-то сына такого-то». И подпись: Хаим бен Атар. ХиДА утверждает, что эта просьба исполнилась.

Ну а куда же деваются записочки потом? Ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну. Дважды в год (на мой взгляд, не помешало бы это делать чаще) их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Б-га.


[назад] РОШ hА-ШАНА (еврейский Новый год) в еврейской традиции — день небесного суда над творениями. Баланс заслуг и проступков влияет на судьбу человека в наступающем году. Традиционно люди испрашивают прощения у тех, кого обидели в прошедшем году, дабы освободить себя от части совершенных недобрых дел.

[назад] БИНЬЯМИН ИЗ ТУДЕЛЫ (вторая половина XII в.), еврейский путешественник Путевые записи, сделанные Биньямином во время его многолетнего путешествия (1159 – 1172 или 1173 гг.), легли в основу его «Сефер hа-масаот» («Книги путешествий»), которая является одним из важнейших источников как по истории евреев Средиземноморья и Ближнего Востока первых веков II тысячелетия н. э., так и по общей истории и исторической географии этого района (по материалам «Электронной еврейской энциклопедии»

[назад] ХАИМ БЕН АТАР (1696 – 1743) родился в Марокко, затем переехал в Италию и, в конце концов, поселился в Иерусалиме. Его перу принадлежит один из наиболее известных и почитаемых комментариев к Торе — «Ор hа-Хаим». Комментарий выявляет все четыре Уровня постижения Писания, которые насчитывает традиция: прямой смысл (пшат), иносказание (драш), намек (ремез) и тайное учение (сод).

Ученик Хаима бен Атара Хаим Йосеф Азулай пишет, что основатель хасидского движения Исраэль Баал Шем Тов был пламенным поклонником Бен Атара, комментарий которого пользовался особым уважением и у последователей Бешта. Хасиды каждую субботу прочитывали недельный раздел Торы с толкованием Хаима бен Атара

(по материалам «Комментаторы писания» Йосефа Ницана и Моше Яакоби)

[назад] АЗУЛАЙ Хаим Иосеф Давид (акроним — ХиДА) (р. 1724, Иерусалим, ум. 1806, Ливорно), теолог-каббалист (см. Каббала) и библиограф.

По отцовской линии происходил из именитой испанской семьи раввинов и каббалистов; мать была дочерью Иосефа Бялера, переселившегося в Эрец Исраэль вместе с Иеhудой Хасидом (Сегалом) в 1700 г. Учителями Азулая были выдающиеся еврейские ученые того времени. Значительную часть жизни провел в путешествиях по разным странам в качестве эмиссара еврейских общин Эрец Исраэль

по материалам «Электронной еврейской энциклопедии»)

 

 

Сима Кориц