Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.10.2005
Дети умеют радоваться без причины
(р. Шломо Карлебах)
Вот уже много лет я не перестаю удивляться деятельной насыщенности еврейских праздников. Каждому празднику — будь то Песах, Суккот, Пурим или Ханука — предшествуют масса подготовительной работы, немалые расходы, приготовление специальных блюд, не говоря уж о весьма специфических и не всегда приятных переживаний, вроде необходимости предварительной генеральной уборки, запрета квасного в Песах, обычая не готовить ничего кислого, соленого и острого в Рош hа-Шана (а ну как для меня без острого и соленого праздничный стол не в радость?), субботних ограничений… и так далее.
Не думаю, что кого-то затруднит подобное перечисление, разве что какой-нибудь воинствующий ревнитель примется доказывать, что запреты эти не только не в тягость, а наоборот, придают празднику особую прелесть. И все же, к чему так много ограничений? Ведь в сущности, праздник есть праздник! А в праздник (мы так привыкли) надо развлекаться, отдыхать, ездить на пляж или ходить в кино, ресторан, театр или на концерт… Словом получать удовольствие от жизни — каждый в меру своих запросов. Для меня, например, нет большего праздника, чем раздобыть интересную книжку и проваляться с ней весь выходной на диване, имея, к тому же, под рукой что-нибудь необыкновенно вкусное.
Частичный ответ на мучающий меня вопрос я получила, прочитав замечательную книгу Роберта Б. Чалдини «Психология влияния», автор которой, в частности, пишет:
«Очевидно, что чем больше усилие, затраченное на принятие о6язательства, тем сильнее это обязательство влияет на позиции принявшего его человека».
Подробному разбору этого тезиса, снабженному весьма впечатляющими примерами, посвящено в книге немало страниц, и каждый желающий может прочитать хоть всю книгу целиком, что лично я от души и рекомендую сделать. В данную же минуту меня интересуют только осмысление процитированного вывода и возможности его применения к столь животрепещущему вопросу, как предпраздничная уборка, готовка, расходы и усилия, необходимые во время самого праздника, — причем, любого еврейского религиозного праздника, без исключений.
Мы ценим только то, что дорого обошлось. И чем дороже мы заплатили — денег, усилий, преодоления боли или отвращения, — тем дороже нам то, что получено взамен.
Апофеозом «праздничных испытаний» по праву считается Йом Кипур. Мы иногда даже упускаем из виду то, что это праздник, и присоединяем его в своем сознании к другим постам, траурным — таким, как Девятое ава, пост Эстер или пост Гедалии. Но сама атмосфера праздника и многие из его обычаев напоминают о том, что этот день не является траурным. Сколько раз вам приходилось слушать слова «в этом году пост прошел очень легко, а в синагоге и вовсе не чувствовалось, что постишься»? Но все же больше всего запомнились мне слова еврея, на первый взгляд, не соблюдающего заповеди, когда он по дороге в синагогу в Йом Кипур окликнул своего знакомого, говоря: «Пошли, Марик, в синагогу, Б-г тебе твои грехи простит!». Меня, приготовившуюся к долгому и всегда плохо переносимому в израильской жаре сухому посту, сосредоточенную перед молитвой (да еще молитва непривычная, да еще читать надо на пока плохо изученном иврите…), словно охватила речная волна с запахом мяты, свежестью непосредственного детского праздника с подарками — прощением всех грехов.
Привыкшая к недоверчиво-насмешливому отношению к моей религиозности, когда соседи — свежие репатрианты из СССР, разве что пальцем у виска не крутили, а в некоторых случаях не стеснялись и напрямую высказать отношение к моей одежде и образу жизни, — я была вдвойне поражена этим праздничным преображением «советского человека» в простого еврея, очень похожего на своего местечкового дедушку. Только дедушка чуть больше сомневался, что «все грехи» будут тотчас прощены, и старался их не множить, а внук твердо верит, что не так уж страшны эти самые «грехи» и вполне их может «Б-г простить».
Посетите портал еврейских осенних праздников Шофар.ru!
Сима Кориц