Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.10.2005
ОТВЕТЧИК, ВСТАНЬТЕ!
В последнее время в России и на Украине вошло в моду превращать в объект судебного преследования еврейские религиозные книги, написанные много сотен лет тому назад. Некоторых граждан бывшего СССР, видите ли, возмущают отрывки, посвященные разнице в подходах и в отношении евреев к евреям и к представителям других народов. Мне не хотелось бы вникать здесь в суть «наезда» — напротив, хочется уверить читателя в правильности основной мысли «наезжающих»: евреи не только ничем не отличаются от остальных наций, но даже и сами на себя не должны смотреть с точки зрения собственной самобытности. И уж ни в коем случае евреи не имеют права быть снисходительны к своим братьям в деловых отношениях, а всякое поползновение в этом направлении, пусть и многовековой давности, должно быть подвержено судебному разбирательству и, по возможности, изничтожено на корню, перепахано и посыпано солью.
А СУДЬИ КТО?
Можно было бы привести немало примеров того, как величайшие философы и мыслители, рожденные разными народами, рассуждали об исключительной роли своей нации или религии в мировой истории либо призывали соплеменников быть гуманнее между собой, но, рискну повториться, совсем не об этом я хотела поговорить сегодня.
ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?
Не так давно Мордехай Нисан, лектор по ближневосточным исследованиям из Школы Ротберга для иностранных студентов при Еврейском университете, обратился к международному сообществу с призывом не давить на Израиль, заставляя его принимать решения, подвергающие опасности само его существование. Нисан сформулировал свое обращение в виде 35 риторических вопросов, пытаясь выяснить, как другие государства поступили бы, окажись они на месте Израиля. В номере журнала «Натив» за сентябрь 1995 г. был опубликован ответ на это обращение, принадлежащий перу Густава Хендриксена, заслуженного профессора библеистики шведского Университета Уппсалы.
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ!
В своем грустном, но прекрасно сформулированном и аргументированном ответе сей достойный профессор — нееврей, христианин — пишет:
«Во время своих частых посещений Израиля я отметил непомерный дефицит, который отличал еврейскую нацию, — дефицит прямой бесхитростности. Я говорю о тех прилежных, прямолинейных простаках, которые являются опорой хорошо упорядоченной нации, за баррикадами которых земля хранит свою душу от духовного СПИДа “совершенствователей мира”. Я не нашел этой простонародной аристократии на вашей земле, и это большой дефект, который не может быть восполнен. С противоположной стороны, на каждом шагу находится “изобретательный гений”, чья рука на всем — от фондовой биржи до ООП, продающего акции утром, свою родину — днем, а вечером, если остаются силы, он подпоясывается и отправляется защищать права тех, кто хочет его уничтожить.
ПРАВ ЛИ ПРОФЕССОР?
Это меткое и верное наблюдение, на мой взгляд, нуждается в уточнении. Может быть, профессора ввело в заблуждение то избранное общество, в котором он вращался и по отношению к которому, за редкими исключениями, все сказанное — сущая правда. Мне же неоднократно приходилось слышать от новых репатриантов, как они были на первых порах поражены обилием среди израильской толпы именно простонародья, той прослойки нации, с которой евреям бывшего СССР, жителям больших городов, по большей части обладателям хорошего образования и высокого социального статуса, почти не приходилось сталкиваться раньше. И действительно, что можно сказать о населении страны, в которой лишь 30 процентов выпускников школ способны сдать экзамены на аттестат зрелости. Что можно сказать о людях, раз за разом позволяющих обмануть себя на выборах и терпеливо выносящих наглый политический и экономический гнет ничтожного процента правящей верхушки, не умеющего защититься от монстра капитал – мафия – СМИ – силовые структуры?
Это мы, со всеми нашими преимуществами и недостатками.
А ПРИ ЧЕМ ТУТ ПРАЗДНИК?
Наступает праздник Суккот, в одном из своих символов — лулаве — закрепляющий и прославляющий всегдашнее наличие в народе необходимой части простых, ничем не примечательных людей, выполняющих самую непривлекательную работу за самую низкую оплату, солдат Армии обороны Израиля, за счет героизма которых она приобрела репутацию непобедимой.
Казалось бы, какой прок в араве (ивовой ветке) — ни вкуса, ни запаха! Но профессор Хендриксен и Эразм, конечно же, правы: как без аравы ни этрог (цитрон), ни лулав и hадас (вербы) не годятся для праздничной молитвы, так и без простых, неученых и даже не особо благочестивых евреев не может быть народа.
НАКОНЕЦ-ТО О ЕВРЕЙСКОМ НАЦИОНАЛИЗМЕ!
Праздник Суккот — это праздник единства всех народов мира. В наше время этот аспект часто упускают из виду — по-видимому, из-за того, что Иерусалимский храм пока не восстановлен и в нем не приносятся праздничные жертвоприношения. Закон предписывает еврейским священникам Храма, коhаним, приносить в течение недели Суккот 70 жертвоприношений, призванных искупить грехи народов мира.
В «Вавилонском талмуде» (Суккот, 55а) говорится, что «Народы мира не знают, сколь многого они лишились с разрушением Иерусалимского храма, ибо в те времена, когда Храм стоял, их грехи очищались, а теперь — кто очистит их?».
Мне хотелось бы завершить эту по-еврейски грустную попытку предпраздничного поздравления еще одной цитатой из письма профессора Хендриксена:
«Может быть, Вы знаете, а может быть и нет, но как для верующего протестанта (довольно давно я даже был посвящен в сан), который урегулировал отношения со своим Создателем, Израиль был для меня чем-то большим, нежели куском земли и народом, ведущим борьбу за существование.
Для христианина, освободившегося от ненависти к евреям (трудное свершение, но возможное), Израиль был Б-жьей вестью. Благодаря этому можно было надеяться, что, может быть, человек действительно был создан по образу и подобию Б-га. Одержимая привязанность еврея к морали и правде, страшная цена, которую он заплатил за эту привязанность в течение тысяч лет, дает “гою” вроде меня основание верить в то, что человечество не просто кучка примитивных дикарей, которые перегрызают друг другу глотки раз в несколько лет».
[назад] Полный текст этого весьма любопытного документа.
[назад] ЛУЛАВ (לוּלָב, букв. «побег», «молодая ветвь»), нераскрытый веерообразный пальмовый побег, необходимый для ритуала во время утренней литургии праздника Суккот. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с этрогом составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных Торой для ритуала празднования Суккот (Лев, 23:40)
Лулав и этрог изображены на многих монетах периода Хасмонеев и Бар-Кохбы, а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях Хазарии и в других местах. (По материалам ЭЕЭ)
Сима Кориц