Поттер привел мальчика в еврейскую школу

03.01.2006

harrypotterpurim.jpgВ моем доме царил Гарри Поттер. Он был везде. Книги о Гарри Поттере, кассеты с фильмами, компьютерные игры, волшебные палочки, шоколадные лягушки, заклинания, словари магических терминов, совы, колдовские одежды…

По вечерам дети читали книги об этом чудо-мальчике, а днем слушали кассеты с историями о нем же. Если их силой заставляли выйти из комнаты, они передвигались по дому, словно зомби, не снимая наушников. Вокруг героев сказки крутились все разговоры. Уверен — начни я пересказывать любую из пяти книг с любого места, то немедленно услышал бы продолжение. Причем, дословно и в деталях… Но на судьбу я не жаловалась — в конце концов, это мой дом да и дети тоже не чужие.

В один прекрасный день 12-летний сын (возможно, один из самых серьезных поклонников юного мага), вернувшись домой после занятий в еврейской воскресной школе, заявил: «Хватит с меня, поучился». Да-да — мой сорванец собрался бросить школу. А чего в нее ходить, если все учителя там — «тупые» как на подбор, предметы — «для умственно отсталых и вообще…».

Такое, кстати, мы услышали от него не впервые. Сомневаться в необходимости посещения воскресной школы он начал давно. Еще девятилетним яростно сопротивлялся моему стремлению жить по-еврейски. Однажды, укладывая его в постель, я вдруг услышал: «Пап, ну зачем нам этот иудаизм? Иногда мне кажется, что я — как в тюрьме! Ты бы лучше подождал сначала, пока мы вырастем и сами решим, что нам нужно».

На людях, конечно, он продолжал вести себя «по-еврейски», однако вполне определенно дал нам понять, что он хочет от жизни совсем другого.

Раньше, когда он хотел отдохнуть от уроков, мы разрешали ему пропустить воскресные еврейские занятия. Вот и в этот день мы с женой сочли, что он просто устал, и решили устроить передышку. Но ничего не изменилось и через неделю, а в школу он так и не вернулся. Что мы только ни делали: вели откровенные беседы, выслушивали его аргументы, даже подлизываться пытались, даже угрожали… Все было тщетно — мальчик твердо стоял на своем. Тогда, предварительно обсудив проблему с директором школы, мы дружно собрались в его кабинете, чтобы получить от сына четкий ответ: почему он не хочет получить еврейское образование и зачем мы потратили на «все эти глупости» столько сил, времени и денег?

Однажды мы с сыном сидели в машине. Я слушал кассеты с записью лекций раввина Мордехая Бехера.

Раввин сравнил Гарри Поттера с еврейским народом, объяснив, что книжный герой, подобно евреям, жил в параллельном остальному миру измерении. Сын оживился… 

Директор предположил, что, возможно, причиной проблемы стала неподготовленность мальчика к восприятию подобных вещей. Но мы так и не решили, что делать. Продумали все возможные варианты дальнейшего обучения — и домашние учителя, и учеба через Интернет, и возможное посещение обычной школы (в которой наш сын оказался бы единственным евреем среди остальных учеников), и частное учебное заведение… В общем, отдали мальчика в другую школу. А уже через полтора месяца учитель с сожалением сообщил нам о том, что «этот ученик не вписывается в окружение».

Освободившись, таким образом, от учебы, он стал много времени проводить дома, с нетерпением ожидая возвращения из школы младших братьев и сестер. Несколько раз в неделю посещал библиотеку. Что читал? Книги о Гарри Поттере, конечно, и комиксы. Мы же тем временем не теряли надежды, при каждом удобном случае откровенно обсуждая дальнейшие перспективы такого времяпрепровождения и окружая мальчика вниманием и заботой. Однако в школу он возвращаться по-прежнему не собирался — ни в еврейскую, ни в какую-либо другую.

К слову сказать, программа обучения в одной из местных школ поначалу показалась нам необычайно интересной: большой объем предметов, внеклассные занятия, разнообразные походы и заграничные путешествия. Но администрация школы не скрывала своей проблемы: многие из учеников были самыми настоящими наркоманами. В школе даже существовали специальные программы по избавлению от наркотической зависимости учеников 6–8 классов. Что уж тут говорить о старшеклассниках?!

Недолгое общение с этими ребятами, разумеется, позволило сыну в полной мере сравнить происходящее «за пределами» нашей «отсталой» семьи с тем, что окружало его раньше. Спустя какое-то время он понял, что и это не для него, но… тот образ жизни показался мальчику заманчивее.

Я в очередной раз провел с ним «нравоучительную» беседу,. попытался объяснить, что он является частью народа с совершенно особой миссией. И опять услышал в ответ: «Ну и что?». Мне оставалось только молиться о том, чтобы когда-нибудь мои слова все же возымели действие.

Какое-то время сын сидел молча. Думал. Потом повернулся ко мне и удивленно произнес: «Получается, я — как сын волшебника? И живу в семье волшебников? И даже хожу… то есть ходил в школу магии?!». Немного помолчав, он несмело сказал: «Знаешь, пап, думаю, мне все же стоит продолжить еврейское образование». 

Однажды мы сидели с ним в моей машине. Так получилось, что я слушал кассеты с записью лекций раввина Мордехая Бехера. Речь шла об отношении иудаизма к оккультным наукам, и раввин довольно удачно сравнил Гарри Поттера с еврейским народом, объяснив, что книжный герой, подобно евреям, жил в параллельном остальному миру измерении.

Мы живем среди других народов, но у нас иное восприятие мира. У евреев свои традиции и ритуалы. Мы выглядим как и все остальные люди, вот только миссия у нас совершенно особая, для ее выполнения необходим набор определенных качеств.

Сын оживился. И, когда кассета закончилась, буквально засыпал меня вопросами. Постепенно мы пришли к определенному выводу и «разработали» свою концепцию.

Мы живем среди других народов, но у нас иное восприятие мира. У евреев свои традиции и ритуалы. Мы надеваем тфиллин, соблюдаем кашрут, даем своим детям еврейские имена, учим Тору и молимся на таинственном древнем языке. Одну седьмую часть жизни (в Шаббат) мы проводим вдали от всего мира, поднимаясь над ним. Мы выглядим как и все остальные люди, вот только миссия у нас совершенно особая, для ее выполнения необходим набор определенных качеств. Наша задача — раскрытие Всевышнего в этом мире, поэтому евреи и совершают совершенно обычные, на первый взгляд, действия, каждое из которых, тем не менее, поднимает их на новый духовный уровень.

Для этого нам и даны 613 заповедей, благодаря которым евреи полностью раскрывают свой духовный потенциал (заключенный в повелевающих заповедях) и не растрачивают его понапрасну (не нарушая запрещающих заповедей).

У евреев есть свои магазины и салоны. Во время поездки в Нью-Йорк мы с сыном побывали на одной из «еврейских» улиц этого города . Там есть и кошерные рестораны, и магазины еврейской книги, и лавки религиозной атрибутики… Между прочим, большинство обычных горожан о существовании в Нью-Йорке такой улицы даже и не подозревают — еще одна параллель с историями о Гарри Поттере напрашивается сама собой.

Какое-то время сын сидел молча… Думал. Потом повернулся ко мне и удивленно произнес: «Получается, я — как сын волшебника? И живу в семье волшебников? И даже хожу… то есть ходил в школу магии?!». Немного помолчав, он несмело сказал: «Знаешь, пап, думаю, мне все же стоит продолжить еврейское образование».

Я не мог поверить своим ушам. Неужели он созрел!? С Б-жьей помощью, мы добились своего и наш мальчик снова стал самим собой. Приехав домой, сын немедленно позвонил прежнему учителю и спросил, сможет ли вернуться в школу.

…Возможно, кому-то это и покажется странным, но именно благодаря Гарри Поттеру мой сын осознал уникальность своего народа и особую роль, отведенную ему в этом мире. Ведь для того, чтобы понять, насколько ты необычен, нужно узнать, кто же ты есть на самом деле.

 

 

Наоми Сейбл