Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.01.2006
Практически весь мир обсуждает в эти часы состояние здоровья Ариэля Шарона. Большинство высказывающихся желают премьер-министру Израиля выздоровления. Среди доброжелателей, правда, с запозданием, даже лидер палестинцев Махмуд Аббас.
Есть те, кто радуются, к примеру, Хамас назвал болезнь еврея праздником. Есть и те, кто желает главе израильского правительства смерти. К сожалению, среди недоброжелателей есть и евреи.
Сегодня раввин Цфата, Шмуэль Элияhу заявил со страниц интернет-сайта «Мория»: «Тот, кто не готов молиться за его (Шарона, — прим ред.) выздоровление, ибо с выздоровлением тот продолжит наносить ущерб еврейскому народу изгнанием евреев, пусть не молится о выздоровлении или молится за выздоровление и за то, чтобы, выздоровев остался на своей ферме (…) самому мне сложно молиться за здоровье человека, разрушившего еврейские поселения, и, изгнавшего еврейские семьи, за человека, заявляющего о намерениях продолжить это и в будущем…». Заявление раввина вызвало истеричную критику израильских СМИ.
Но каковы обоснования раввина? Является ли Шарон грешником вследствие его политики депортации евреев? И допускает ли иудаизм иные позиции?
Талмуд приводит историю об отношениях рабби Меира со своими соседями, доставлявшими ему много боли. Рабби молился об их смерти. Жена не разделила позицию мудреца, аргументировав словами Теhилим (Псалмов Давида): «Иссякнут грехи на земле» — грехи, но не грешники! Рабби согласился с женой.
Те здоровяки, что жили по соседству с рабби Меиром, доставляли ему боль. Просил рабби Меир милосердия о них, чтобы они умерли. Сказала ему Брурия, жена его: «На чем ты основываешься? На сказанном “Иссякнут грехи…”? Но, разве написано “грешники”?! “Грехи” сказано! И еще — посмотри в конец фразы: “…и грешников больше нет”! Проси милосердия о них, чтобы они совершили тшуву (раскаяние)!» Просил о них милосердия и совершили они тшуву.
(Вавилонский талмуд, трактат «Брахот», 10а)
На мой взгляд, позиция Торы такова:
легитимно радоваться беде врага-злодея (и уж точно не молиться за его спасение!), но осуждается ликование падению того, кто вредит, пребывая в заблуждении (и тем более, когда вред неоднозначен).
Обоснование этой позиции приводится в статье «Падение врага — повод для радости?».
В данном же случае, большинство людей (и я в том числе) не владеют достаточной информацией для ясного ответа на вопрос о том, депортация поселений Азы — зло или добро для евреев.
Любавичский ребе утверждал, основываясь на сказанном в Талмуде, Шулхан Арухе и мнениях профессиональных экспертов, что в ситуации с Израилем любая территориальная уступка — зло для евреев.
Не вдаваясь в этот сложный вопрос считаю, что,
будучи потомком ассимилированных евреев, Шарон не формирует собственную позицию в свете слов Торы (а, возможно, и не в состоянии это сделать). На языке еврейского закона такой человек, как бы страшно не грешил, называется «ребенком, выкраденным и воспитанным в нееврейской культуре» и потому полной ответственности за свои грехи не несет.
Подобно рабби Меиру я молюсь за выздоровление Ариэля, сына Веры — телесное и душевное. Пусть выздоровеет и будет евреем не только этнически или ментально, как сейчас, но и по образу жизни и мировоззрению.
Скажете, молюсь о невероятном?! Но я ведь Б-гу молюсь, а Он не ограничен ни теорией вероятности и любыми другими теориями!
P.S. Принято, в качестве молитвы за больного произносить двадцатую главу Псалмов царя Давида:
Руководителю. Псалом о Давиде. Ответит тебе Б-г в день бедствия, укрепит тебя имя Всесильного Яакова. Он пошлет тебе помощь из святилища и с Циона поддержит тебя. Он вспомнит все приношения твои и всесожжение твое превратит в пепел в знак благоволения. Сэла! Он даст тебе по желанию сердца твоего, и каждый совет, замысел твой исполнит. Ликовать будем при спасении твоем и во имя Всесильного нашего поднимем знамя. Исполнит Б-г все пожелания твои. Ныне знаю, что спасает Б-г помазанника Своего — ответит ему с небес святых Своих — мощью спасающей десницы Своей. Эти полагаются на колесницы, а те – на коней, а мы имя Б-га, Всесильного нашего славим. Те склонились и пали, а мы поднялись и осилили их. Б-г, помоги! Царь ответит нам в день, когда воззовем мы.
Раввин Йосеф Херсонский