Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.07.2006
(Продолжение. Начало — см. 27.06.2006)
Не слишком ли часто лишаем мы себя возможности совершенствоваться, говоря: «Я не могу. Слишком много для этого нужно сделать»?..
Представьте себе, что вас попросили за 24 часа заучить наизусть страницу из телефонной книги. «Это невозможно!» — воскликнете вы. Допустим. Ну, а если вас захватят в заложники и, поигрывая пистолетом, известят о том, что если к утру следующего дня вы не выучите наизусть ту же самую страницу, то непременно умрете?.. Уверяю вас, что в этом случае вы с заданием непременно справитесь!
Или вот еще одна «практическая» ситуация. Хотите легко просыпаться по утрам? Кто ж не хочет, но ведь это не так-то просто… А если я стану каждое утро являться к вашему ложу с дробовиком в руках? Нетрудно предположить, что ваше пробуждение станет моментальным и полным!
Так почему бы не обратить силу этого страха во благо и не использовать его в качестве инструмента для обуздания всех своих «не могу»?
Составьте список всех «не могу» и повесьте на каждое из них ценник. Какова награда и каковы последствия? Столь четкое осознание целей и возможностей превратит вас в очень продуктивную личность.
МИФ № 3. СТРАХ ОЗНАЧАЕТ ПОТЕРЮ СВОБОДЫ
Люди избегают чувства страха, чтобы сохранить независимость. Нам кажется, что если некая внешняя сила говорит нам, что делать, то мы можем превратиться в роботов. Куда как предпочтительнее приходить к правильному решению самим.
Страх перед Всевышним — иного рода. Страх нарушить слово Г-сподне освобождает. Почему? Потому, что Б-г не хочет контролировать вас, Он хочет лишь того, что вам в пользу. Соответственно, страх перед Б-гом становится свободой от бессмыслицы, от глупых страхов, от мелочности. Боясь Б-га, вы освободитесь от остальных страхов, присущих этому миру.
Страх порабощает лишь тогда, когда кто-то намеренно пытается запугать и контролировать. Но страх перед реальностью, боязнь пропустить предоставленные вам возможности мотивирует нас двигаться в нужном нам направлении. Почти каждому из нас присуща такая линия поведения: «Я хочу быть хорошим, но не хочу прилагать к этому никаких усилий». И именно страх заставляет вас завершить начатое.
Вы знаете, что если не придете на работу, вас уволят. И вы рано встаете. Страх завалить контрольную заставляет вас лучше учиться. В конце концов, тот же страх приводит вас к успеху и повышению уровня самоуважения.
Все мы хотим величия. Все хотим быть сильными, дисциплинированными, организованными. Страх приводит к свободе и необремененности. За определенную сумму денег или когда на карту поставлена ваша жизнь, вы сделаете все, что угодно, чтобы преуспеть или уцелеть.
МИФ № 4. СТРАХ УНИЖАЕТ
Считается, что если следует поступать правильно потому, что это правильно, а не из страха перед последствиями. Считается также, что действовать исключительно из чувства страха унизительно.
В идеале все мы должны поступать правильно потому, что это правильно и избегать неверных поступков вне зависимости от последствий. В самом деле, мудрецы говорят: «Тот, кто служит Б-гу награды ради или с целью избежать наказания, — плохой слуга». Такой человек служит самому себе. Если бы дьявол мог предложить больше, то он был бы приверженцем дьявола. (На самом деле, существует лишь Б-г. Но будь такая возможность, то выбором такого человека стало бы служение Б-гу).
Так почему же существует особая заповедь, заключающаяся в страхе? Не лучше ли получать абсолютную мотивацию исключительно из чувства любви к Б-гу?
Действительно, тот, кто служит Б-гу из чувства любви, находится на гораздо более высоком уровне. И мы должны стремиться поступать правильно потому, что это правильно, а не потому, что такие поступки являются билетом в рай. Но давайте будем реалистами. Любовь часто является недостаточным стимулом для хороших поступков. Если вы станете двигаться быстрее и правильно поступать за 100 000 долларов, то берите деньги и поступайте правильно!
Представьте себе, что в вашей общине действует программа по обеспечению бездомных кровом и теплом. В идеале вы станете участвовать в этой программе по доброй воле. Но если вам предложить по сотне долларов за каждого бездомного, которого вы приведете под крышу общинного приюта, то число приведенных вами заметно возрастет. И что? Развратила вас эта награда? Конечно же, нет. Напротив, лишь подстегнула вас в действиях, которые и без того казались вам правильными.
И еще одно соображение. Есть все же надежда на то, что вы, действуя из чувства страха, придете к исполнению тех же действий из чувства любви.
Раввин Ноах Вайнберг