Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.07.2006
История о том, как подросток умудрился нарушить закон посредством шофара, попасть в британскую тюрьму и был избит во время следствия «вежливым и корректным британским офицером», о том, как британские власти отдали под суд несовершеннолетнего, но были остановлены формальной придиркой адвоката, а конфискованный шофар вернулся к состарившемуся «преступнику» из другой страны ровно через 60 лет…
Кто виноват в погроме? Конечно, жертва!
Все началось с еврейского погрома 1929 года, в ходе которого погибло 133 еврея, из них 67 — в Хевроне. Для расследования причин спровоцированного иерусалимским муфтием столкновения между евреями и арабами, начавшегося со стычек у Котеля и распространившегося по всей стране, Лига Наций назначила специальную комиссию. Та, в свою очередь, благополучно разрешилась документом, пятый пункт (!) которого гласил: «Евреям запрещено трубить в шофар у Котеля, а также причинять мусульманам любое неудобство, которое возможно предотвратить».
На основании этого решения мандатные власти запретили трубление в шофар у Котеля в Рош а-Шана и на исходе Йом Кипур.
Жестоковыйный народ
Надо сказать, что евреи в те времена еще не были так дисциплинированы, как в наши дни. Сейчас, когда израильские власти, не желая причинять мусульманам «неудобства, которые можно предотвратить», закрывают, например, Меарат ха-Махпела в Хевроне для евреев, даже среди хевронских жителей, которым приписывают «экстремизм» и дурную привычку делать все по-своему, никаких беспорядков не возникает. А в те времена евреи оказали сопротивление. В первый же год после появления запрета на исходе Йом Кипур у Котеля протрубил в шофар престарелый почтенный рав Сегаль, которого тут же на месте и арестовали. Выпустили его после заявления рава Кука (тогдашнего главного раввина ишува), пригрозившего не прерывать пост Йом Кипур, пока не освободят арестованного, причем продолжать поститься рав Кук собрался не где-нибудь, а прямо-таки под окнами канцелярии начальника полиции. Воистину, старые добрые патриархальные времена, когда власти еще можно было смутить даже не массовой демонстрацией, а всего лишь угрозой голодовки одного человека!
Англичанин сказал — англичанин сделал
Рав Герцог и рав Узиэль, главные раввины, вступившие в эту должность после рава Кука и рава Меира, выступили с официальным призывом к евреям не нарушать «постановление короля и парламента» трублением в шофар в неугодном мусульманам месте, но всем было понятно, что этим дело не кончится.
Звук шофара у Стены Плача на исходе Йом Кипур превратился в символ борьбы против Британской империи.
Каждый год евреи Эрец Исраэль затаив дыхание ждали исхода Йом Кипур: сумеют протрубить или нет? Англичане тоже готовились: количество брошенных на охрану солдат и полицейских наводило, скорее, на мысли о военной операции, чем о еврейском празднике. Они и вправду воевали — то была война за честь Британской империи.
Ну, погоди!
Чтобы обмануть англичан, трубить поручали подросткам, своим видом не вызывающим подозрений. Моше Крауну сегодня 74, а в 1946 году было четырнадцать с половиной. Его и двоих его друзей из бейтаровской молодежной организации «Звено Иегуды» руководитель отделения спросил, готовы ли они протрубить в шофар на исходе Йом Кипур, как это делали другие подростки в предыдущие годы. Естественно, все трое были в восторге от предоставившейся возможности продолжить славную традицию и в очередной раз превратить англичан в посмешище. «Не было даже и мысли отказаться, это была для нас честь — мы были избраны и чувствовали себя героями», — вспоминает Моше Краун.
И группа подростков, в которую вошли Моше Каравани (Краун), Эфраим Штейнберг и Шмуэль Баджио, с воодушевлением взялась за подготовку к акции, тренируясь в трублении в маленькие шофары (их можно было незаметно пронести мимо английских солдат и полицейских) в синагогах Меа Шеарим. За несколько дней до назначенного срока Моше тайком вынес маленький шофар своего отца, раби Йосефа Каравани, привезенный им из Йемена, и передал его другому члену организации. Тот должен был за день до праздника пронести его к Котелю, укрывшись среди группы девушек, не вызывавших у англичан подозрений.
В Йом Кипур трое друзей встретились днем после молитвы «Мусаф» и, не сказав ни слова ни единому человеку включая родных, отправились к Котелю. Там их ждал первый неприятный сюрприз — оказалось, все входы-выходы оцеплены солдатами и никого не пропускают. Мальчишек это, конечно, не остановило, и они пробрались крышами Еврейского квартала. В одном месте пришлось спрыгнуть с трехметровой высоты, зато полицейских там не было — кто в здравом уме подумал бы, что таким путем кто-то сможет пройти. На подходе к Стене их уже ждали товарищи — каждый получил по шофару и сквозь толпу молящихся пробрался к отведенному месту.
Кого боялся арестованный
Напротив Котеля тогда была двухметровой высоты стенка, а на ней густой цепью стояли вооруженные солдаты (якобы для охраны молящихся, а на самом деле — чтобы не допустить трубления в шофар).
К концу молитвы нервное напряжение на площади стало ощущаться просто физически. И в тот самый момент, когда, как и положено, должен был затрубить шофар, с трех сторон раздались протяжные звуки. Солдаты немедленно спрыгнули в толпу, разгоняя ее ударами прикладов, чтобы поймать наглецов, осмелившихся в который уже раз выставить британскую администрацию мишенью для насмешек. Эфраим и Шмуэль бросили шофары и смешались с толпой, а вот Моше, трубившего, как полагается, долго, схватили с двух сторон солдат и офицер, подняли в воздух и прямо вместе с шофаром донесли до полицейской машины. Один из командиров Бейтара уже в этот момент попытался освободить его как несовершеннолетнего, которого нельзя арестовывать, однако такие доводы на англичан никогда не действовали. Моше отвезли в тюрьму, где британский офицер попытался побоями добыть у него имена тех, кто его послал. Моше, подготовленный к возможному аресту заранее, не сказал ничего, кроме своего имени и адреса, и гораздо больше, чем полицейских, боялся отца: что будет, когда он узнает, что шофар исчез.
Хитрый еврей придумал выход
Первым на помощь прибыл рав Мордехай Вайнгартен, мухтар еврейского квартала. «Первой моей просьбой было поесть, потому что после Йом Кипур возможности подкрепиться не было», рассказывает Моше Краун. Вайнгартен принес ему питу с творогом, освободил под залог и доставил домой. Через две недели начался суд. Адвокатом был Элиягу Меридор — отец, будущего министра израильского правительства Дана Меридора. Он потребовал оправдать Моше на основании неправильно составленного обвинительного заключения, в котором не потрудились указать, что Моше — еврей, а трубить в шофар у Котеля запрещено было только евреям… Судьи, переглянувшись, отпустили подсудимого домой.
Таинственное возвращение шофара
Казалось бы, хеппи энд, да не совсем. Оказывается, офицер британской армии все эти годы мучился угрызениями совести.
… Сидя за столиком в одном из эдинбургских ресторанов, израильский писатель Моше бен Кики, разговаривал с женой на иврите. Неожиданно к ним подошел пожилой человек, рассказавший, что в бытность свою офицером британской армии во времена мандата охранял Котель в Йом Кипур и однажды отобрал у еврейского мальчика шофар. Он сказал, что хотел бы вернуть эту вещь обратно в Израиль. Семейство Бен Кики собиралось еще долго пробыть за границей и потому переправить шофар не взялось. Никто и никогда не узнает, каким образом шофар все же попал в руки Шмуэля Баджио, и это тем более таинственно, что имени его англичане не знали. К сожалению, Шмуэля уже нет в живых, и эта часть истории так, по-видимому, и останется белым пятном. Но после смерти Шмуэля его жена Элишева поддалась уговорам Эфраима Штейнберга и позвонила Моше Крауну, законному владельцу шофара.
Примерно месяц назад они все встретились, чтобы передать шофар вместе с его историей в музей Эцеля в Яфо.
(При подготовке статьи использованы материалы журнала «Мишпаха»)
Сима Кориц