Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.09.2006
Этот мир — всего лишь очень узкий мост, И главное — не бояться!
раби Нахман из Бреслава
Пять лет назад 11 сентября выпало на третий день слихот перед Рош hа-шана. По существовавшей традиции, хабадские рабеим без видимой причины всегда отмечали этот день. Пять лет назад хазан в нью-йоркской синагоге вдруг ни с того ни с сего начал растягивать слихот, распевать молитву. Многие присутствовавшие там деловые люди были недовольны — они опаздывали в свои офисы, располагавшиеся в башнях-«Близнецах»… В офисы они опоздали, за стенами синагоги их ожидали две новости: хорошая и плохая. Плохой новостью был рухнувший миф о неприкосновенности США, а хорошей — то, что они совершили самое удачное опоздание в своей жизни.
Какая связь?
Пятая годовщина 11 сентября выпала на 18 элула по еврейскому календарю. В этот день родились Баал Шем Тов (Бешт) и Альтер Ребе (Адмур а-закен) — выдающиеся евреи, идеи которых совершили настоящий переворот в духовной жизни всего народа. Оба стали родоначальниками: первый — учения хасидизма, второй — одного из основных его течений — движения ХаБаД. Они вернули иудаизму живое дыхание, евреям — единство, служению Всевышнему — любовь, веселье, лукавый рассказ-притчу, песню и танец. Бешт однажды написал мужу своей сестры, Аврааму-Гершону из Кут (Китоверу) письмо, в котором описал личный опыт восхождения в духовные миры. Придя в чертог Мошиаха, он спросил: «Когда придет господин мой»? Ему ответили: «Когда твои родники прорвутся наружу». «Родниками» и стало учение, распространявшееся сначала только среди преданных и достойных учеников, затем — среди почитателей, затем — сторонников, а в наше время открытое для всех желающих.
Каббалистический взгляд на приход Мошиаха
До того как Адам и Хава согрешили, попробовав запретный плод, добро и зло в этом мире были разделены и хорошо различимы. В момент греха они смешались, и в любом добре стало содержаться немного зла, а в любом зле — немного добра, так что до конца понять, где — что, стало практически невозможно. Их поступок привел в этот мир смерть, следствием его было проклятье: мужчине — добывать пропитание в поте лица, женщине — родовые муки и подчиненное по отношению к мужчинам положение. Согласно лурианской каббале, положенной в основу хасидизма, задача евреев в этом мире состоит в извлечении искр добра из зла, в котором они заключены, и когда эта работа будет закончена, настанет мессианская эпоха.
Агнцы или козлища?
Пять лет назад 11 сентября произошло событие, разделившее мир на два лагеря. Если раньше можно было сохранять нейтралитет, в душе слегка сочувствуя одной из сторон или оставаясь равнодушным, то после эпохальной трагедии страны и люди вынуждены определиться, на чьей они стороне. По-видимому, для вдохновителей и организаторов теракта такой побочный эффект оказался полной неожиданностью, и задним числом появилось множество теорий заговора. В теракте обвиняют всех — от израильтян до администации президента, доказывая, что это была провокация с целью развязать руки. Исламские фашисты пытаются сделать хорошую мину при плохой игре — об этом можно судить по первоначальной реакции палестинцев, сгоряча принявших ответственность за взрывы 11 сентября, певших, танцевавших и раздававших конфеты на улицах — в первый день. Наутро пришло понимание истинных масштабов случившегося, а вслед за ним — испуг, заставивший их враз присмиреть и даже прекратить интифаду в Израиле.
Мусульманские фашисты никому не позволят остаться нейтральными. Совсем недавно Бен Ладен заявил: «Смерть лучше, чем жизнь на одной земле вместе с неверными». Итак, мы видим, что силы добра и силы зла должны будут разделиться, если не добровольно, то по принуждению — зло само выталкивает из себя добро, ставя его перед выбором: борьба или смерть. Каким бы тяжелым, болезненным и страшным ни был этот процесс, ясное понимание его природы и вера в окончательную победу добра над злом должны придать нам силы, помочь выжить и победить.
Сима Кориц