Top.Mail.Ru

Счастье для всех

22.09.2006

«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»
А. и Б. Стругацкие. Пикник на обочине

bezymyannyy1.jpgОдин подросток как-то раз сказал мне: «Время — это то, что будущее превращает в прошлое». Вот и превратился из будущего в прошлый еще один год. Был ли он счастливым для тебя, читатель, и чего ты ждешь от года, который еще не наступил?

Постараюсь угадать. Здоровья? Благополучия? Успеха? Стабильности? Любви и понимания? Дружеской верности? Супружеского счастья? Долголетия и сил? Быть может, приключений или славы? Или ты хочешь осчастливить человечество, а возможно, и изменить человеческую натуру к лучшему?..

Все это, конечно, хорошо, непонятно только одно: что же в этом нового и почему это должно происходить только раз в году? Ведь мы не только год назад желали того же самого, но и каждый день молимся, как умеем, только о хорошем — для себя, своих близких, для всего народа и всего человечества?

Пожалуй, из всех наций, по-своему и в разное время празднующих смену лет, сколько-нибудь понятное объяснение этому обычаю припасено только у евреев. Представление о том, что в Рош а-Шана решается судьба человека и всего мира на следующий год, объясняет довольно нелогичный обычай желать друг другу «хорошего и сладкого года».

Это пожелание традиционно носит личный характер, хотя на самом деле должно было бы относиться к судьбе мира. Человек может изменить личную судьбу раскаянием, молитвой и добрыми делами. Эта возможность открыта перед каждым в любой день. Совсем другое дело — общая судьба. Для того, чтобы отменился приговор над жителями города или государства, они должны совершить коллективное раскаяние, чего добиться гораздо труднее, особенно во времена окончательной победы радикального индивидуализма.

А общая судьба, тем не менее, накладывает на индивидуальную свою неизгладимую печать. Конечно, в наше время не бывает ни эпидемий чумы, ни голода в результате засухи. Уровень жизни в развитых странах не может упасть ниже какой-то черты. И все-таки война, экономический кризис, экологические катастрофы могут повлиять на индивидуальную судьбу слишком многих. И наоборот — окружающее процветание благоприятствует личному благополучию, спокойной старости, счастливому детству, открывает перспективы и предоставляет возможности. Процветание дает благодатную почву творчеству, искусству и науке, позволяет украсить среду обитания и сделать ее более комфортной.

Человек — существо мыслящее, но мышление наше несколько запаздывает. Стереотипы, инерция, магия житейской колеи мешают человеку взглянуть на мир и увидеть его таким, каков он на самом деле в настоящую минуту. Нас убаюкивают СМИ; университетские профессора из тишины своих кабинетов объясняют, что все хорошо, лишь бы так продолжалось и дальше; политики пуще всего на свете боятся потерять расположение избирателя и живут по правилу отложенного решения, стараясь оттянуть любые действия в надежде на то, что все само собой утрясется или кризис придется на годы правления соперника. Мнимая стабильность сегодняшнего мира похожа на крепкого старика, который, кажется, переживет молодых и будет жить вечно. Однако в теле этого старика уже произошли необратимые изменения, которые в один из дней переломят инерцию цветущей, спокойной и беззаботной старости. Все скрытое, исподволь готовящееся в темной глубине организма, созревающее в тишине, вдруг выйдет наружу и прорвет одряхлевшую оборону жизни, до поры до времени сохраняющую завидное цветение и безмятежность. Уже произнесены слова «третья мировая», тут же объявленные преувеличением. Уже сказано о том, что «террор непобедим». Уже доказано, что для завоевания столицы государства и уничтожения его правительства необязательно собирать армию и переходить границу, ведя тяжелые бои, — достаточно захватить в воздухе самолет и направить его на ключевые точки — правительственные, армейские, финансовые. Ислам собирает силы, чтобы нанести ненавистной ему западной цивилизации последний, решительный удар и разрушить ее извне и изнутри, а благодушная стареющая и богатая Европа с улыбкой надеется переварить заливающие ее толпы современных варваров и превратить их в цивилизованных и респектабельных европейцев.

Зло ведет бой без правил, бьет ниже пояса и одновременно скрупулезно следит за действиями намеченных жертв — не нарушают ли и они когда-то установленные законы? Не следуют ли примеру воинов зла? Не пытают ли в тюрьмах, достаточно ли гуманно относятся к «гражданскому населению», а вернее сказать, к переодетым в гражданское боевикам? Не нарушаются ли демократические права мусульман в развитых странах?

Изменилось все — методы ведения войны, представления о правде, чести и справедливости, порядочность сменилась пиаром, неподкупность — повышением взяточных ставок, благотворительность — уходом от налогов в сочетании с бесплатной рекламой.

И только евреи продолжают в Рош а-Шана молиться каждый за себя, надеясь каждый в своем личном ковчеге из трех этажей (семья-дети-работа) спастись от надвигающегося потопа.

Я понимаю, что мой голос слаб, но все же хочу накануне Рош а-Шана крикнуть во всю силу своих легких: евреи, молитесь за весь мир, ибо он не может молиться сам за себя, это наш долг и нам это необходимо как никогда!

Мир, шана това уметука тебе! Хорошего и сладкого года!

Сима Кориц

{* *}