Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.12.2006
Согласно закону, зажигать свечи Хануки нужно с началом заката. Свечи следует поместить у порога дома; если же ты живешь на втором этаже — поставь их у окна, выходящего на улицу. Талмуд, Шаббат, 21b
Зимой темнеет раньше. На улице стремительно холодает. Один за другим зажигаются огни. Но не только на улице — в еврейских домах мерцают огоньки свечей. Это последняя неделя месяца кислева. Ханука.
«Заповедь — источник света, а Тора — свет» (Притчи, 6:23). Миссия еврея в этом мире заключается в распространении света: исполняя заповедь, мы «зажигаем свет», освещающий мир, прогоняющий тьму, безразличие и негатив. Мы наполняем этот мир мудростью и гармонией Творца.
Каждая заповедь является источником духовного света, и только две из них дают свет материальный — это заповедь каждый день зажигать в Иерусалимском храме менору и заповедь зажигать свечи на исходе каждого из 8 дней праздника Хануки.
Ханукальные свечи ведут свою историю от храмовой меноры. Наши мудрецы постановили, что евреи должны зажигать на Хануку свечи именно в память о чуде, случившемся в Храме.
Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.
Стремясь навязать евреям свою культуру, греки захватили Иерусалимский храм, осквернили его и все масло, предназначенное для зажигания меноры. Едва ли не единственной семьей, отказавшейся покориться грекам, стали Маккавеи — Матитьягу Хашмоней и его сыновья. Они и развернули партизанскую войну против эллинизации еврейского общества. После освобождения Второго храма и очищения его для служения Всевышнему необходимо было отыскать ритуально чистое оливковое масло для меноры. Нашелся лишь один нетронутый сосуд с маслом, которого должно было хватить лишь на день. Но Всевышний совершил чудо — и масла хватило на восемь дней. За это время евреи успели приготовить достаточное для освящения Храма количество масла. И вот уже более двух тысячелетий мы каждую зиму вспоминаем об этом чуде и, празднуя Хануку, зажигаем свечи и провозглашаем победу света над тьмой.
Другая менора
Несмотря на явную параллель между менорой в Храме и ханукией, существует несколько отличий: – в храмовой меноре огонь поддерживали в течение всего дня и зажигали ее не позднее чем за час до захода солнца; ханукию же зажигают вечером (согласно традициям одних общин, сразу после заката; по традициям других — с появлением на небе первых трех звезд); – менора находилась в самом Храме, в Святая Святых (Хейхаль); ханукию же помещают прямо у выхода из дома или, если вы живете не на первом этаже, у окна, выходящего на улицу; – в меноре горело семь свечей; на ханукии мы зажигаем восемь: причем, вначале — восьмую (шамаш), от которой огонь передается на все остальные свечи.
К чему все эти отличия? Ведь существует правило, установленное практическим путем и гласящее, что абсолютно все традиции и обычаи нашего народа ни в коем случае не меняются и сохраняются на протяжении многих столетий. Что же побудило мудрецов установить отдельный закон, касающийся ханукальной меноры?
Стандартная процедура
И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы. И назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день первый. Берейшит, 1:4-5
При сотворении мира свет и тьма были единым целым, олицетворявшим доброту и совершенство Творца. Но Создатель отделил свет от тьмы, явное добро от скрытого, дав нам возможность выбирать.
Основополагающая идея этого разделения заключена в том, что мы должны распространить дневной свет таким образом, чтобы он освещал и ночь. Мы поддерживаем и развиваем Б-жественное начало всех Его творений, направляем всю положительную энергию на борьбу со злом.
Менора в Храме — яркий тому пример. Ее зажигали при свете дня, и свет, исходящий от нее, озарял ночную мглу; помещенная в Святая Святых, эта менора освещала весь мир. Сегодня Храма у евреев нет, поэтому мы фактически не можем перенести в ночь дневной свет. Тьма заполнила мир, и нет больше меноры, способной ее развеять. В такие времена мы должны сделать саму тьму источником света, отыскать тот единственный сосуд с маслом и зажечь его, погрузиться в глубинную суть света и тьмы, объединив их заново. Так праздник Хануки обретает новый смысл: менора не просто рассеивает дневной свет — она преобразует тьму.
Таким образом, три заповеди, связанные с зажиганием свечей (в Храме, во время Хануки и каждый Шаббат), объединяются и составляют три ступени развития и преобразования света через время и пространство.
Храмовая менора стояла в самом святом месте, олицетворяющем присутствие Б-га в материальном мире. Субботние свечи освящают дом еврея, место, где совершаются заповеди (изучение Торы, молитва, благотворительность и др.) и повседневная работа. Наш дом — это священная обитель, где мы работаем над достижением гармонии духовного и материального начал. Ханукальные свечи также имеют особое предназначение: они выявляют нашу способность привнесения света в окружающий мир. Поставленные у порога или на окне, они разграничивают социальную и личную стороны жизни, проводят черту между нашим домом и улицей.
Храмовую менору зажигали при свете дня; для субботних свечей отведено специальное время — за 18 минут до захода солнца; а свечи Хануки нужно зажечь во время или после заката. Эти временные рамки также отличаются последовательностью и на уровне истории. Менора упомянута еще в то время, когда Всевышний напрямую контактировал с человеком; именно по повелению Создателя Мойше-Рабейну записал в Торе заповедь зажигать менору (Шмот, Тецаве, 27:20-21). Субботние свечи появились чуть позже, когда раввины постановили зажигать их не только для отделения будних дней от Святой Субботы, но и для создания в доме особой гармоничной атмосферы (еврейские женщины, начиная еще с праматерей Сары и Ривки, тоже зажигали субботние свечи — см. Мидраш Раба на Берейшит, 24:67; Ликутей Сихот, т. XV, с. 168-173; но официальное галахическое постановление на этот счет появилось позднее). На временной шкале истории свечи Хануки стоят на последнем месте — они появились лишь 21 век тому назад, в память о чуде.
Есть еще одна причина несовпадения количества свечей меноры и количества свечей ханукии. Число семь ассоциируется с сотворением мира. Всевышний, как известно, создал мир за семь дней, используя при этом семь Б-жественных сфирот, которые должны были стать основой семи духовных уровней мира. Следовательно, число «семь» подчиняет себе все мировые циклы и процессы, а сам процесс освещения самых темных глубин мира ассоциируется именно с семью свечами меноры в Храме.
Если «семь» — число природного цикла, то «восемь» представляет собой реальность, предшествующую сотворению мира, выходящую за пределы созданного мира. Если семь свечей меноры должны разгонять тьму, то восемь свечей ханукии представляют собой попытку достичь высшей реальности мира, в которой тьма утратит свой смысл, став еще одним источником Б-жественной истины и обретя свой первоначальный смысл.