Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.01.2007
С давних времен человек стремится достичь совершенства, не испытывая при этом недостатка в советах и поучениях вроде «вот какими вы должны быть; теперь идите и становитесь такими»…
Однажды рабби Шнеур Залман из Ляд, известный как Альтер Ребе (1745 – 1813), написал книгу, которую назвал «Сефер Шель Беноним», т. е. Книга для обычного человека, или Первая Книга Каббалистического Просвещения, подходящая Любому Человеку. (Мы называем ее «Тания» — по первому слову текста.)
Оказывается, обыкновенному человеку, стремящемуся исправить свою жизнь, необходимо ответить всего на один вопрос, лежащий в основе его типичных недугов вроде чувства вины, депрессии, апатии и т. п. Его-то рабби Шнеур Залман и задает в начале книги и часто повторяет затем в различных формах:
«Мудрецы говорили, что перед тем как человек рождается на свет, его заставляют произнести клятву: “Будь праведным. Не будь безнравственным, не греши. И даже если весь мир станет убеждать тебя, что ты праведен, относись к себе так, будто ты грешен”.
Это требует разъяснения. Разве не учили мы в Поучениях Отцов: “Никогда не считай себя грешным”? Более того, если человек считает себя грешным, то впадет в уныние и не сможет с радостью служить Б-гу. А если и не впадет, то, не дай Б-г, станет воспринимать жизнь как шутку».
Чтобы сказанное стало понятнее, попробуем заменить слова «праведный» и «грешный» более современными понятиями:
«Приведем варварское учение древних мудрецов. Если верить их словам, Небесный Суд вынуждал каждого человека перед рождением поклясться, что он будет личностью высокодуховной, а не неудачником, и “даже если все гуру мира назовут вас образцом просвещенности, относитесь к себе как к неудачнику”.
Не может быть, чтобы они говорили такое намеренно! В конце концов, они же учили нас: “Никогда не считайте себя неудачником”. К тому же, если постоянно внушать себе, что ты — неудачник, то в конце концов непременно уподобишься червю и опустишь руки. Тора же говорит, что человек обязан служить Б-гу с радостью! А откуда радость у неудачника?
Этому, конечно, можно и не придавать значения: “Ну хорошо, я неудачник. Велика беда! Все равно я должен быть счастлив”. Не дай вам Б-г вести такой образ жизни! Ибо рассуждающие так способны пойти на все что угодно».
Вам все понятно? Мне — нет. Лишь спустя тридцать лет мой старый друг рабби доктор Шагалов подсказал мне, что суть книги заключается в одном-единственном вопросе: «Почему не стоит пребывать в состоянии подавленности и депрессии?» Каждый день мы сталкиваемся с собственными неудачами и даже когда что-то удается, чувствуем, сколь незначительна эта удача в сопоставлении с истинной реальностью, которая находится не здесь, а в неком саду Эден, где мы жили до своего рождения.
Мой приятель психолог посоветовал мне перестать ломать голову над тем, кто я и кем должен быть, и начать думать о том, что я должен делать. Не что я, а где я. В «что я?» заложено «Каковы мои ощущения по поводу всего? Достиг ли я уже просветления?», а в «где я?» — «Чем я занимаюсь в данный момент? О чем сейчас думаю и говорю?». Не хочу никого обижать, но выходит, что чем меньше фокусируешься на себе, тем больше получаешь.
Это хорошо видно на примере рабби Йоханана Бен Закая, одного из самых великих учителей Талмуда. Лежа на смертном одре, окруженный учениками, он заплакал. — Учитель, почему ты плачешь? — спросили ученики. — Знайте, дети мои, — отвечал рабби, — что вижу я перед собой два пути, которыми идут покинувшие этот мир. Один ведет к вечной награде, другой не столь хорош. И не знаю я, по какому из них поведут меня. — Да будет вам, рабби Йоханан! Неужели вы никогда раньше не думали об этом? А он действительно об этом не думал — некогда было. Всю жизнь рабби Йоханан был озабочен тем, чему посвятить себя в данный момент. И только в последние минуты жизни задумался о том, где он и что с ним будет дальше.
Именно в этом заключался и совет, который рабби Шнеур Залман однажды дал одному бизнесмену, известному, кроме того, как ученый и хасид. Оплакивая свои финансовые потери, лишившие его возможности не то оплатить долги, не то выполнить какие-то обязательства перед семьей, тот воскликнул: «Все, о чем я прошу Б-га, это обеспечить меня настолько, чтобы я мог стоять на ногах и выполнять обязательства перед ближними!» Рабби ответил ему так: «Я слышу много слов о том, что тебе нужно. И ни одного о том, зачем нужен ты».
Создавая перед человеком определенные проблемы, мир таким образом всего лишь привлекает к себе его внимание: займись мной! измени меня! Мы присланы сюда не за тем, чтобы стать Суперменом, Чудо-женщиной или какой-то Сверхдушой. Наша невыполнимая миссия состоит в том, чтобы, извалявшись в грязи, сразиться с реальностью и превратить ее несовершенство в нечто Б-жественное. Время от времени начинания будут с треском проваливаться, и однажды выяснится, что конечная цель и вовсе недостижима. Каждый из нас под занавес получит килограммы неудач на несколько граммов успеха. Но что нам до того? Наше дело — держать кораблю на плаву и двигаться в правильном направлении, вопреки штормам и штилям, попутно решая проблемы — по мере их поступления и в соответствии с условиями игры.
А как же поиск себя, своего внутреннего смысла?..
А кто сказал, что наша личность — это и есть наше настоящее Я? Может, наше настоящее Я — это и не подлежащее вовсе и не дополнение, а сказуемое, глагол? И, будучи глаголом, отвечает на «что делать?» и «что сделать?»… Ведь именно об этом думал Б-г, когда замышлял человека — создание, внутри которого заключена частичка Его Самого.
И если мы хотим узнать, в чем состоит наше истинное Я, нам следует действовать, чтобы привнести в мир немного света. Ибо в этом и заключена наша истинная сущность.
Цви Фриман