Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.01.2007
Сюжет этой недельной главы известен, наверное, каждому младенцу: желая, чтобы потоп уничтожил Землю, Б-г велит праведному Ною построить ковчег и поместить в него «каждой твари по паре»; после сорока дней и ночей непрерывного дождя Б-г посылает на Землю радугу, и с тех пор Ной живет себе припеваючи.
В общем, очень даже неплохая детская сказка. Но если учесть, что для еврейского народа Тора — один из мощнейших источников силы и мудрости, станет очевидным, что к истории Ноя и его знаменитого ковчега следует отнестись со всем вниманием и должной серьезностью…
БОЛЬШАЯ ЛОДКА
В чем же заключался великий грех людей поколения Ноя, из-за которого Б-г решил уничтожить их? Согласно Талмуду (Санхендрин, 57а), мир погряз в зависти, жадности, насилии, лжи, нетерпимости, воровстве и обмане. Худшие из грехов, скажете вы? А великие комментаторы Раши и Ибн Эзра обращают внимание еще и на то, что людям была свойственна сексуальная эксплуатация друг друга.
Перед тем как Б-г наслал на Землю потоп, Ной потратил на строительство ковчега 120 лет (в те дни люди жили дольше, чем теперь), и ничего удивительного в том нет — ковчег это вам не какая-нибудь лодка, а судно габаритами побольше футбольного поля, вмещавшее более миллиона кубических футов воздуха и имевшее три отдельных уровня: верхний (для Ноя и его семьи), средний (для животных) и нижний (для мусора).
(Между прочим, это демонстрирует мудрое отношение к окружающей среде, свойственное лишь Торе: даже в момент разрушения мира, мусор не выбрасывали за борт!)
Несомненно, Б-г мог спасти Ноя множеством иных способов. Зачем Ему понадобилось загружать человека строительством ковчега, которое, к тому же, заняло аж 120 лет?!
Мидраш поясняет, что Б-г озадачил его выполнением столь странного и необычного проекта, чтобы разжечь любопытство окружающих. И усугубил странность происходящего, заповедовав Ною строить ковчег не на морском берегу, а на вершине горы! Благодаря этому люди были вынуждены спрашивать у Ноя: «Что ты там творишь?», и тот заводил с ними разговор о мировом кризисе и о том, что изменение порочного образа жизни может стать возможностью избежать катастрофы.
Уж за 120-то лет, казалось бы, можно было много кого убедить вернуться на путь истинный. Ной же, увы, решил, что ковчег — это его личный билет на выживание, единственный шанс построить большую стену и оградить себя ею от грехов общества.
ОДИН БОЛЬШОЙ МИР
Спору нет, в определенной мере мы обязаны защищать себя и членов своей семьи. Маймонид предупреждает о том, как опасно жить по соседству с теми, кто не разделяют нашу систему ценностей. Там, где началось моральное разложение, добро нередко сметается злом. И мы должны оберегать себя от этого. Все это напоминает историю одной общины, где все работали трубочистами: каждый день ходили на работу и покрывались грязью с головы до ног. Но всегда один из них должен был оставаться дома, чтобы по возвращении, видя его чистое лицо, каждый осознавал, насколько сильно он запачкался. В духовном плане дом должен оставаться такой вот безопасной гаванью, в которой каждый из нас мог бы восстановить силы и очиститься.
Но на все это можно взглянуть и с другой стороны. «Ковчег» не может быть полностью изолированным от внешнего мира, который, отметим, мы призваны изменить. Хасидская притча приводит в пример ситуацию с богатым человеком, которому необходимо согреть себя зимой. Он мог бы построить камин и тем принести пользу себе и окружающим. А он вместо этого кутается в теплое пальто и одеяла. Он-то согреется в обоих случаях, а вот окружающие — только в одном. Даже если нам не хочется исправлять ситуацию, руководствуясь альтруистическими побуждениями, мы заставить себя быть альтруистами хотя бы из любви к себе, ибо в жизни зло, несмотря на все наши старания, умудряется просочиться внутрь каждого из нас и, в конце концов, овладевает нами полностью.
Вспомним историю о двух плывущих в лодке: один начинает сверлить в днище дыру. «Ты что делаешь?» — кричит попутчик. «Не волнуйся, — успокаивает безумец, — я же сверлю только под СВОИМ сиденьем».
Дыра в озоновом слое касается всех одинаково. Наркотики, воровство и насилие не имеют границ. Игнорировать это — значит повторять трагическую ошибку Ноя, верившего, что сумеет уйти от реальности, заперев себя в ковчеге.
БОЛЕЗЕННЫЙ УРОК НОЯ
После потопа Ной и его семья вновь ступили на землю. Далее, как говорит Тора, произошло следующее: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам…наготу отца своего…» (Бытие, 9:20-22).
Когда Ной покинул ковчег и увидел царившую на Земле разруху, то осознал всю глубину своего эгоизма и, впав в состояние подавленности и разочарования, напился. Затем «Хам увидел наготу отца своего» — это означает, что сын Ноя либо надругался над ним, либо его кастрировал (Санхедрин, 70а). Этот урок был для Ноя весьма болезненным, но, в каком-то смысле, и справедливым. В то время как люди его поколения сексуально эксплуатировали друг друга, он был уверен, что избежит этого, укрывшись в ковчеге. Не избежал…
ЕВРЕЙСКАЯ БОРЬБА
Каждый еврей признает единство своего народа. А значит, всей душой ощущает каждый теракт, происходящий в земле Израиля. Талмуд (Швуот, 39а) говорит: «Kol Yisrael areivim zeh ba-zeh», «Все евреи ответственны друг за друга».
Однажды я присутствовал при беседе рабби Моти Бергера (Aish HaTorah) с пережившими Катастрофу, и сказанное им очень повлияло на всю мою последующую жизнь: «Будучи ребенком, я смотрел на дедушку и бабушку и думал, чем же они занимались во времена Катастрофы, когда миллионы евреев было сожжено в печах: собирали ли они деньги на выкуп соплеменников? организовывали ли тайные службы спасения? пытались ли привлечь внимание прессы маршами по вашингтонским улицам?».
Сегодня еврейский народ воюет одновременно на нескольких фронтах. Само существование Государства Израиль ставится под вопрос уже на международных форумах. Антисемитские акции во всем мире напоминают происходившее в 1938-м. Разрастается опухоль ассимиляции, из-за которой ежегодно 50 000 евреев в возрасте от 20 до 29 лет решают навсегда покинуть лоно еврейского народа… Что же мы собираемся делать со всем этим? Ведь однажды и наши внуки будут смотреть на нас и размышлять…
ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Каббалисты объясняют, что слово «таива» (ивр., ковчег) означает еще и «слово». Каждый хочет построить «ковчег», т. е. наилучшую жизнь для себя и своей семьи. В то же время мы вынуждены влиять на других при помощи «слов». Ною было дано 120 лет на строительство «таивы». Нам дана на это вся наша жизнь. Что мы можем сделать? Многое! Бунтовать против загрязнения рек и загрязнения телеэфира, бороться с необъективностью в прессе, посещать занятия Торой и передавать знания другим…
Ною не удалось повлиять на свое поколение, и, словно в обвинение ему, Потоп называется «водами Ноя» (Исайя, 54:9). Нет проблем, которые нас не касаются. Очень даже качается. Давайте же учиться принимать ответственность — за самих себя, за свою семью, свою общину и весь наш мир.
Марк Левин