Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.02.2007
Вопрос: Как еврейская традиция относится к разводам? Если души двух людей соединились по всем канонам под хупой, возможно ли их разделение?
Ответ: Когда двое вступают в брак по всем законам иудаизма, их души сливаются в одну. Этот процесс — своеобразная «операция», в ходе которой берутся двое и соединяются в одного. Развод — это реверсия: «духовное отсечение», отделение одной души от другой.
* * *
Развод, как и ампутация, является настоящей трагедией, но иногда именно такой исход событий становится единственно возможным. Можно указать и на другие факторы, роднящие семейный разрыв с хирургической операцией.
Это больно. Когда какой-то орган или часть тела человека настолько поражены болезнью, что это угрожает состоянию всего организма, перед больным встает нелегкий выбор: согласиться на ампутацию или продолжать мучительное существование. Если после операции больной пойдет на поправку, то хирургическое вмешательство лучше не откладывать. С разводом ситуация та же самая: если брак приносит лишь страдания, лучше расстаться.
Это крайняя мера. Врачи, как правило, стараются сделать все возможное, чтобы избежать операционного вмешательства, и если существует хоть малейший шанс спасти ту или иную конечность от ампутации, используют этот шанс в полной мере. И только когда уже не останется ни единого варианта решить проблему «мирным путем», за дело берутся хирурги. С разводом — то же самое. Это крайняя мера, которой обычно можно избежать, если очень постараться и искренне желать в корне изменить ситуацию.
Это не запасной вариант. Ампутация переносится нелегко. И ни в коем случае нельзя рассматривать ее как дополнительный вариант решения проблемы, очередь которого наступает после провала остальных «пунктов плана». Никто не ставит экспериментов над своим телом, приговаривая: «Не получится — отрежем». И в брак мы вступаем, не думая о том, что «если что — всегда можно развестись», ведь так? Развод не должен быть одним из пунктов, рассматриваемых при принятии решения о вступлении в брак. Брачный союз — это навсегда.
Болезнь лучше предотвратить, чем лечить. У большинства инвалидов после операции качество жизни не изменяется, и нередко они живут даже лучше, чем до ампутации. Тем не менее, будь у них возможность прожить жизнь заново, они вряд ли избрали бы тот же путь. Развод отнюдь не означает, что жизнь закончена; после расставания с прежним спутником жизни можно встретить настоящую любовь. Но ведь можно дождаться любви и не имея в анамнезе развода!
Очень часто, узнав о том, что наши знакомые развелись, мы не спрашиваем: «Почему они это сделали?» Нас интересует другое: «Зачем они вообще решили пожениться?» Как правило, люди разводятся, имея на то веские основания, — хотя бы потому, что им вообще не стоило сочетаться браком. Разумеется, высокие показатели разводов не должны никого отпугивать, но они призваны заставить нас всерьез задуматься над серьезностью принимаемого решения и его мотивов. Каких мотивов, спросите? Это уже другая история…
Арон Мосс