Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.05.2007
Вера евреев в Б-га не заканчивается на фразе «И создал Всевышний небо и землю» — вера с этих слов начинается. А утверждается она в словах «Я, Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из Египта». Всевышний не бездуховная материя, Он продолжает играть Свою роль в существовании созданной Им вселенной. Он — Всемогущий Б-г, наблюдающий за людьми, которых Он создал, и у Него есть несколько способов донести до них Свою волю.
Центральное место в вере евреев занимает убеждение, согласно которому Творец передавал Свои повеления через избранного Им на роль посланника и наделенного свободой выбора человека. Иудаизм, по сути своей, строится на принятии духовно-исторических событий, когда наши предки действовали и принимали решения слаженно, все вместе, и впоследствии внимали словам пророков Израиля. Важнейшим событием в истории еврейского народа является получение Десяти заповедей на горе Синай, после чего Моше Рабейну в течение сорока лет скитаний по пустыне записывал слова Творца. Позднее эти заповеди стали известны как Письменная Тора.
Помимо Пятикнижия, у евреев есть и Устная Тора, начало которой было положено тоже на горе Синай. Вся Устная Тора была передана Моше Рабейну, который, в свою очередь, впоследствии передал эти знания религиозным лидерам общины. Ссылки на эти устные знания присутствуют в тексте Письменной Торы и, в свою очередь, дают пояснения к заповедям из Письменной. Записали Устную Тору только во II веке новой эры, до этого ее текст передавался из поколения в поколение устно. Эти записи стали основой Талмуда.
Тора является посланием Творца людям, но никак не наоборот. Соответственно, иудаизм можно трактовать как еврейскую веру, не забывая при этом, что источником Торы является Б-г.
Что же такое «Тора»?
С точки зрения «технической», Тора — это Пятикнижие, записанное Мошу Рабейну на горе Синай, то есть Письменная Тора (Тора Ше-Биктав). Свиток, на котором записан текст Торы, хранится в синагоге в специально отведенном месте (Арон а-Кодеш). Письменная Тора представляет собой своего рода «конституцию» еврейского народа. Устную Тору (Тора Ше-Б’аль Пэ) «Моше получил на горе Синай и передал Йеhошуа, а Йеhошуа — старейшинам, а старейшины — пророкам, а пророки — мудрецам Великого собрания…» (Пиркей Авот, 1:1).
Устная Тора содержит тексты, дающие полное понимание всех тонкостей и деталей заповедей Всевышнего. Например, в Письменной Торе запрещается «работать» в Шаббат. Что подразумевается под работой? Как определить, является ли та или иная «работа» запрещенной в Шаббат? В тексте Письменной Торы дается разъяснение только относительно собирания дров, зажигания огня и приготовления пищи. Все же прочие пояснения содержатся именно в Устной Торе.
В Письменной Торе присутствует указание убивать животных, мясо которых особым образом будет употреблено в качестве пищи,— «как Я заповедал тебе» (Дварим, 12:21). Но как именно следует забивать животных? Все правила, касающиеся правильного исполнения этого повеления, находятся именно в Устной Торе.
В Письменной Торе сказано: «…повяжи их как знак на руку и на лоб между глазами». Речь идет о заповеди надевать тфиллин. Но как сделать это правильно? И как вообще изготовить тфиллин? Все эти законы тоже зафиксированы в тексте Устной Торы.
В Письменной Торе описаны наказания за различные виды преступлений. Но как судить провинившегося? Чем руководствоваться при вынесении вердикта? Есть ли исключения?.. Ответы на эти вопросы — опять же в Устной Торе.
Разумеется, ради более полного понимания текст Устной Торы был сокращен и упрощен. Во II веке новой эры Устная Тора стала основой Мишны, которая затем дала начало Гмаре, в тексте которой содержатся выдержки из дискуссий и учений наших мудрецов. Мишна и Гмара составляют Талмуд.
Тора, как Письменная, так и Устная, являет собой свод правил, которыми человек должен руководствовать в своей жизни. Хотя в первую очередь Тора обращается к народу Израиля, она при этом содержит указания и для остального человечества. Причем, в тексте ее можно отыскать указания по любому аспекту бытия. И ритуальные законы, традиционно принимаемые за «религиозные обряды», являются лишь частью сложной системы заповедей с их статусом и предписаниями, охватывающими все события человеческой жизни и модели общественного поведения. Иудаизм затрагивает даже те стороны социального бытия, на которые прочие мировые религии не обращают внимания, считая их либо элементами личного существования каждого индивидуума, либо объектом заботы самого общества и его судебной системы.
Среди записывавшихся на протяжении многих веков книг Торы — Пророки (Невиим) и Священные Писания (Ктувим). Они содержат учения еврейских пророков, охватывающие примерно 700-летний период истории народа Израиля, описывают события из жизни пророков, их предсказания, наставления и борьбу с многочисленными лжепророками и священниками, вводившими евреев в заблуждение и пытавшихся вести народ по дурному пути, вразрез с учением Торы и Всевышнего. В Писаниях также присутствуют псалмы, выражающие глубокие религиозные чувства человека.
Тора вместе с Невиим и Ктувим образует ТаНаХ, который другие народы называют Ветхим Заветом и который для евреев является единственным.
В самом широком смысле изучение Торы подразумевает не только постижение Писания и Устной Торы, но еще и целого спектра книг и раввинских постановлений, накопившихся в библиотеках иудаизма за многие столетия. Указания Торы всегда были «живыми», евреи постоянно применяют их в современных условиях, стараясь повсеместно следовать букве Закона. «И поступи по слову, которое они скажут тебе, с того места, которое изберет Б-г, и точно делай все, как они укажут тебе. По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:10-11).
Тора — это воплощение иудаизма, подтверждение союза Всевышнего с еврейским народом. Именно благодаря ей евреи продолжают оставаться евреями.