Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.07.2007
Когда великий хасид раввин Цви-Элимелех Шпира, известный также как Бней Иссахар, был десятилетним мальчиком, его отцу предложили поработать учителем в соседнем городке, для чего ему всю зиму предстояло провести вдали от семьи, обучая детей еврея, хозяина постоялого двора. Отец согласился — в те времена не видеться со своими семьями с октября по апрель для учителей было нормой.
В ту зиму мороз был особенно крепким, а однажды снежная буря бушевала на улице много дней. В один из таких вечером в дверь постучали трое замерзших крестьян-поляков, умолявших хозяина о ночлеге. Вот только всех имевшихся у них денег не хватало на оплату даже одной ночи, и хозяин постоялого двора закрыл перед ними дверь. Учитель был неприятно поражен увиденным и не преминул упрекнуть хозяина в бессердечии, но тот лишь пожал плечами и поинтересовался, не желает ли милосердный учитель оплатить крестьянский ночлег из собственного кармана. И был весьма удивлен, когда тот согласился.
И благодарные крестьяне с радостью принялись гулять на учительские деньги, а поскольку буря на улице разыгралась не на шутку, поляки провели в еврейском подворье целых две недели. Когда же погода наладилась, еще раз поблагодарили своего спасителя и уехали…
Приближался Песах, а вместе с ним и возвращение домой. За работу хозяин постоялого двора должен был учителю сорок рублей, а тот, в свою очередь, задолжал ему сорок три — за крестьян. Пожелав учителю веселого и кошерного праздника, хозяин подворья разрешил вернуть оставшиеся три рубля после Песаха.
Возвращаясь домой, учитель ломал голову над тем, что же ему теперь делать. По дороге заглянул в синагогу и принялся изучать Талмуд. За этим занятием его и отыскал сынишка, прослышавший, что отец уже в городе, и бросившийся навстречу. Мальчуган очень хотел показать ему свои новые ботинки и одежду, которую мама специально для праздника купила для него в кредит. От таких новостей отцу будущего раввина оставалось только тяжело вздохнуть.
А надо сказать, улицы города были очень узкими, и на одной из них учителю и его сынишке пришлось прижаться к стене дома, чтобы пропустить мчавшуюся навстречу повозку. Когда она проезжала мимо, ее тряхнуло, и на мостовую, прямо к ногам учителя, упал сверток. Подняв его, учитель попытался догнать экипаж, однако тот быстро скрылся за углом. По закону Торы, если на найденной вещи имеются знаки, указывающие на ее принадлежность, необходимо разыскать владельца и вернуть ему находку. В противном случае нашедший может оставить ее себе. Не обнаружив на свертке ни адреса, ни имени, учитель развернул сверток и увидел в нем деньги — ровно сорок три рубля.
В ночь Пасхального седера будущему Бней Иссахару поручили открывать дверь для пророка Элиягу. Распахнув дверь, мальчик воскликнул: «Папа, вон тот возница!» Однако на улице никого не оказалось, и тогда отец взял с него обещание никому не рассказывать историю о находке до конца своих дней…
Эту историю я услышал от раввина, которому ее поведал ученик Бней Иссахара, узнавший ее от самого хасида перед его смертью. Великий раввин, автор выдающихся трудов по Каббале и мистике Цви-Элимелех Шпира из Динова (1777-1841) получил свое имя в честь брата матери, раввина Элимелеха из Лизенска, который однажды сказал сестре, что сын ее будет «светом мира». Элимелех принял учение Сира из Люблина, считавшего его реинкарнацией душ великих мудрецов Торы из колена Иссахара, и впоследствии стал называться Бней Иссахаром (по названию написанной им книги по хасидизму «Сыны Иссахара»).
Хершель Финман