Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.07.2007
Вот уже много лет я пытаюсь понять, хочет ли Всевышний, чтобы мы, Его дети, жили в свое удовольствие? Классические источники содержат на сей счет массу интереснейшей информации, но однозначного ответа, на первый взгляд, не дают.
В Торе, например, сказано: «Святы будьте» (Ваикра, 19:2). Комментируя это предписание, наши мудрецы пишут в Талмуде, что оно связано с «необходимостью духовного очищения путем отречения от запретного» (трактат «Йевамот», 20а), а Нахманид вообще считает его одной из 613-ти заповедей.
С одной стороны, назир (человек, который в стремлении подняться на новый духовный уровень добровольно принимает некий обет, — скажем, отказывается от вина) в Торе считается грешником. В чем же его грех? Как раз в том, что он сознательно отказывается от одного из жизненных удовольствий. «Неужели в Торе для тебя недостаточно запретов, — укоризненно замечает Талмуд, — что ты берешь на себя дополнительные?» Если в Талмуде отказавшийся от вина назван «грешником», то в Торе о назире говорится как о «святом». Один из мудрецов в комментариях отстаивает эту позицию перед остальными следующим образом: если уж Тора называет человека «святым» только за то, что тот оказался от вина, представьте, каких похвал он сможет удостоиться, отказавшись от всех земных наслаждений! (Оба мнения приводятся в трактате «Недарим», 10а).
«Вот путь Торы: ешь хлеб с солью, не пей много воды, спи на земле и не бойся трудной жизни», — написано в «Пиркей Авот» (6:4). Сравним сей наказ с утверждением рава Нахмана, согласно которому законы Торы можно в полной мере понять лишь после плотной трапезы (трактат «Бава Кама», 72а), или со словами раввина Хизкия: «Каждый будет держать ответ за то, что он возжелал что-то съесть и не сделал этого» (Иерусалимский Талмуд, трактат «Кидушин», 4:12).
Так кто же прав? Постоянно подавляющий в себе животное начало, сознательно отказываясь от земных удовольствий? Или наслаждающийся каждым мигом жизни в созданном Всевышним мире?
Думаю, ответ лежит в законах Торы, касающихся обетов (Бемидбар, 30) и их глубокого смысла, раскрытого в хасидском учении.
Есть история о женщине, которая накануне родов решила взять на себя обет не потворствовать своим желаниям, например в течение недели не притрагиваться к шоколаду, и ее отце, имевшем полное право аннулировать этот обет. Суть истории заключается в том, что на определенных этапах жизни мы являемся духовно незрелыми. Именно в таком состоянии обеты и клятвы просто необходимы, потому что дают возможность обезопасить себя, сохранив моральный облик, и пресечь искушение с головой окунуться в познание материальной стороны мира. А вот личность духовно зрелая (как «отец» в упомянутой выше истории) в этих ограничениях не нуждается.
Янки Таубер