Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.09.2007
У Альтер Ребе, ребе Шнеура-Залмана, написавшего Танию и Шульхан Арух, было немало учеников и последователей. Если у кого-то из них возникала серьезная проблема, они приезжали за советом и благословением в Ляды — небольшой городок в Белоруссии, где жил Ребе.
Однажды из близлежащей деревни к Альтер Ребе приехал один из последователей, чтобы рассказать учителю о своей беде. Он поведал Ребе о своем сыне, которого он пытался вывести на путь Торы и исполнения заповедей. Это был очень хороший мальчик, прилежно учивший Тору. Но вдруг все изменилось и он отошел от праведной жизни. Убитый горем отец опасался, что сын мог вообще забыть о прежней жизни. Он умолял Ребе о совете.
«Вы сможете убедить своего сына прийти ко мне?» — спросил Альтер Ребе.
«Боюсь, что теперь, когда с ним творится что-то непонятное, он может отказаться», — с грустью ответил отец.
«Тогда попытайтесь найти благовидный предлог, чтобы привезти его ко мне, — предложил Ребе. — Может быть, вы пришлете его в город с поручением? Как только он приедет сюда, мы обязательно встретимся».
Ободренный поддержкой Ребе, хасид вернулся домой. И ему в голову пришла прекрасная мысль. Его сын очень любил верховую езду. В те времена считалось плохим тоном для еврейского юноши ездить в город верхом, но этому мальчику не было дела до мнения окружающих и, как только ему предоставлялась возможность, он садился на лошадь и отправлялся в город. И тода хасид придумал предлог и попросил своего сына поехать в город.
«Я бы поехал на лошади…», — начал сын. И отец сразу согласился.
Так и случилось — сын приехал в город на лошади. На одной из улиц он встретил Ребе, который очень тепло его поприветствовал. «А отчего ты решил приехать в город на лошади, а не на телеге?» — спросил Ребе.
«Я просто очень люблю ездить верхом, — объяснил юноша. — У меня хорошая лошадь; почему бы мне на ней не кататься?»
«И чем же она хороша?» — вновь задал вопрос Ребе.
«Хорошая лошадь быстро скачет. Так можно добраться быстро куда только захочется», — с энтузиазмом ответил парень.
«Ну, это если ты едешь по верной дороге, — сказал Ребе. — Но если ты сбился с пути, ты попадешь не туда, куда нужно, пусть и быстро!»
«Даже если и так, — уперся юноша. — Если ты увидишь, что сбился с пути, лошадь быстро найдет нужную дорогу…»
«Если ты увидишь, что сбился с пути, — повторил Ребе. — Да, сынок, именно так! Но только если ты поймешь это вовремя, то сможешь быстро вернуться…»
Слова Альтер Ребе поразили нерадивого парня. А от пронзительного взгляда ребе Шнеура-Залмана он на мгновение потерял сознание. Придя в себя, юноша попросил у Ребе разрешения остаться в Лядах и поступить в местную иешиву, чтобы иметь возможность вновь изучать Тору и вернуться в семью достойным хасидом.