Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.09.2007
Праздник Рош а-Шана являет собой парадокс. С одной стороны, это радостная дата: столы ломятся от разнообразных блюд, а мы желаем друг другу хорошего и сладкого Нового года. В праздничных молитвах на Рош а-Шана нет ни единого упоминания грехов, и мы «не отвлекаемся» на раскаяние, сосредоточившись на радости.Тем не менее, смысл Рош а-Шана концентрируется еще и на страхе перед судом. Галель, праздничную молитву радости и благодарности, в Рош а-Шана не читают. В Талмуде по этому поводу сказано: «Перед Ним раскрыта Книга Жизни и Смерти, а евреи хотят восхвалять?»
Радость праздника омрачена страхом суда. Как же возможно испытывать такие противоречивые чувства в этот день?
Прежде чем разрешить этот парадокс, необходимо получить ответ на другой, еще более важный вопрос. В чем смысл радости по поводу любого праздника? Если в семье рождается мальчик, через 8 дней его обрезают. Младенец чувствует боль, он плачет, а все остальные радуются и кричат «Мазаль тов!», а затем принимают участие в праздничной трапезе. Это жестоко, разве нет?
Возьмем другой пример: в 13 лет мальчик отмечает бар-мицву. Его вызывают к Торе, и его отец читает такие строки: «Благословен Всевышний, снявший с меня это бремя». Получается, что родитель умывает руки — он более не несет ответственности за поступки своего сына. С этого момента мальчик предоставлен сам себе, его ожидают большие трудности, а все остальные опять же радуются и кричат «Мазаль тов!» В чем же дело?
Спустя годы этот молодой человек решает жениться и находит себе невесту. И вот он стоит с молодой женой под хупой. Это очень ответственный момент — ведь эти двое приняли важное решение: отказались от свободы в пользу брака. Им будет непросто. Что же мы слышим от собравшихся на этот раз? «Мазаль тов!»
Что объединяет эти ключевые моменты жизни человека? Принятие на себя обязательств. Он становится старше, мудрее, переходит на другой духовный уровень.
Обрезание — символ того, что младенец становится евреем, он заключает союз со Всевышним. 13-летний мальчик берет на себя ответственность исполнять заповеди Торы.
Под хупой жених и невеста принимают на себя новый статус, становятся единым целым, создают новую семью
Евреи празднуют принятие на себя ответственности.
Человек был создан не для того, чтобы обслуживать свои интересы; он несет гораздо более важную миссию. Он способен получить настоящее удовлетворение, только когда осознает, что работает для достижения высшей цели. Истинная радость приходит к человеку, когда он берет на себя обязательства, возложенные на него Б-гом.
Вот и решение парадокса. В Рош а-Шана Всевышний подсчитывает все хорошие и плохие поступки человека, совершенные в течение года. В этот день вершится суд. Нам дается напоминание о том, что каждый из нас несет ответственность за содеянное. Если отнестись к этому серьезно, возможно, страх перед судом обоснован. Тем не менее, радость от принятия ответственности побеждает все опасения и страхи. Нам открывается смысл жизни и в этом – источник радости.