Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.10.2007
У меня есть два вопроса относительно кашрута (диетарных законов Торы). Мне известно объяснение мудрецов о том, что некошерные животные обладают рядом негативных качеств, которые мы перенимаем, употребляя в пищу мясо этих животных. Но ведь многие кошерные животные поедают некошерных (например, кошерная рыба ест некошерную). Если мы – это то, что мы едим, не получается ли так, что мы в этом случае также получаем отрицательные качества?
Второй вопрос: многие евреи утверждают, что законы кашрута в своей основе являются не чем иным, как противопоставлением жестокости (т.е. имеют в виду, например, запрет есть живое животное или правила кошерного забоя животных, при котором им причиняются наименьшие страдания, и пр.).
Я прекрасно знаю, что телятина кошерна. Но любой борец за права животных скажет, что именно это мясо добывается самым жестоким способом: убивают телят, вскормленных только молоком. Как же можно есть это мясо, если правила кашрута запрещают жестокое обращение с животными?
На вопросы интернет-пользователей отвечает обозреватель портала Chabad.org Цви Фриман:
Перед тем, как дать ответы на Ваши вопросы, я считаю нужным объяснить, что они не имеют отношения непосредственно к законам кашрута. Например, мы же не сами создаем рыбу. Когда мудрецы объясняли нам законы кашрута, они подчеркивали, что не пытаются проникнуть в его суть. Было бы неправильно думать, что Всевышний даровал нам Тору как прикрытие Своих ошибок. «Ой! Да Я не хотел создавать этих отвратительных животных! Люди могут их есть! Что же Мне теперь делать?»
Скорее наоборот – сначала была Тора, а потом – наш мир. Творец хотел создать такой мир, в котором населяющие его создания имели бы выбор – пойти за Ним или вести безнравственную жизнь. Он понимал, что людям необходимо есть и именно еда станет одной из составляющих жизни, в которой они будут делать этот выбор. Следовательно, были созданы животные, разрешенные и запрещенные в пищу по Его законам.
Когда мы принимаем пищу с полным осознанием Творца и своей миссии в этой жизни, мы создаем связь с Ним. Энергия, которую мы получаем от еды, сосредоточивается для выполнения высшей цели.
С другой стороны, если мы едим только для того, чтобы удовлетворить чувство голода, мы сами становимся «бессмысленной» плотью, населяющей этот мир.
Тора накладывает категорический запрет на жестокое отношение к животным. Нам позволено лишать животных жизни только для удовлетворения непосредственных нужд человека – и даже в этом случае нам надлежит вести себя максимально гуманно. Запрет жестокого отношения к животным не имеет ничего общего с запретом некошерной пищи. Ведь некошерное животное, убитое гуманным способом, не становится от этого разрешенным в пищу. А процедура кошерного забоя животных не компенсирует его «некошерность», но это не значит, что такой забой нужно запретить.