Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.01.2008
Недельная глава Мишпатим повествует о законах, касающихся «четырех типов причинения ущерба»: «животное, яма, человек и огонь». Формально они обозначают четыре типа ущерба, за нанесение которых человек несет ответственность.
Отговорка первая: «Таким меня создал Б-г»
Почему бы мне не делать только то, что я хочу? В конце концов, если у меня возникает желание, значит, внутри меня что-то говорит о том, что мне этого хочется, правильно? Я просто хочу быть собой. Это ведь естественно…
Отговорка вторая: «Очень жаль, но я все потерял»
Послушайте, я прекрасно понимаю, что плохо поступил. Ну не могу я себя контролировать. Мне очень, очень стыдно, но ничего поделать не могу.
Отговорка третья: «Я – особенный»
Я художник (крупный бизнесмен, праведник, верховный главнокомандующий, наследница состояния, ученый). Я невероятно талантлив и одарен особыми качествами, у меня особое предназначение. Ко мне правила жизни обычного человека не имеют никакого отношения. И не стоит применять ко мне законы, написанные для толпы.
Отговорка четвертая: «Я маленький человек» и «Ну и что?»
Знаете, я когда-то думал о многих вещах и пытался найти им объяснение. Но потом вдруг подумал: к чему все это? Мир такой, какой есть. И, в общем-то, неважно, буду я что-то делать или нет, ведь мои действия мало что изменят. Пусть все будет так, как есть. А я предлагаю расслабиться.
В главе «Мишпатим» (книга Шмот 21-24) немало сказано о том, что в современном мире принято называть «гражданским кодексом». Законы, описанные в главе, касаются преступных действий, краж, причинения ущерба, всех видов денежных отношений и т. д. Хасидские мудрецы пишут, что у любого изречения Торы есть «тело» и «душа»: самое возвышенное высказывание в основе своей имеет простое объяснение, и у самого, на первый взгляд, простого для исполнения закона есть высокодуховный посыл.
«Мишпатим» повествует о законах, касающихся «четырех типов причинения ущерба» (именно так о них говорится в Талмуде): «животное, яма, человек и огонь». Формально они обозначают четыре типа ущерба, за нанесение которых человек несет ответственность.
1) «Животное»: ущерб, причиненный животным чужому зверю или имуществу (например, Ваш бык напал на соседскую корову или Ваш осел ел побеги на чужом поле);
2) «Яма»: ущерб, причиненный по неосторожности (к примеру, Вы выкопали яму на середине улицы, и, упав туда, случайный прохожий ломает ногу);
3) «Человек»: намеренный ущерб (к примеру, Вы ломаете принадлежащую кому-то вещь стоимостью в 1000 долларов или нос человека);
4) «Огонь»: ущерб, причиненный вследствие невозможности проконтролировать последствия потенциально опасных действий (например, Вы жжете на заднем дворе мусор, и огонь внезапно перекидывается на дом соседа).
По мнению Любавичского Ребе, эти «четыре типа причинения ущерба» также олицетворяют четыре вида причинения духовного вреда: склонность безрассудно следовать нашим желаниям («животное»); неспособность контролировать гнев и другие отрицательные эмоции («огонь»); ложное представление о том, что для достижения высокой цели можно использовать любые средства («человек»), и совершение определенных поступков по инерции, не задумываясь об их последствиях («яма»).
Законы, описанные в главе «Мишпатим», предупреждают причинение физического ущерба и являются «телом» Торы. Но у этих законов есть и «душа», отвечающая за сохранность нашего духа.
Разумеется, наши животные инстинкты имеют природное начало, и противостоять им крайне сложно; для этого необходимо руководствоваться высокими мотивами и оберегать данную нам Б-жественную душу.
Да, у нас в душе бушуют страсти; но для их контроля нам даровано чувство ответственности, которое необходимо развивать.
Наши высокие устремления, несомненно, могут существовать в рамках общепринятых законов. С другой стороны, потеряв контроль над ними, мы способны совершать самые неприглядные поступки.
Разумеется, для каждого из нас проще всего плыть по течению и не предпринимать решительных действий. Тем не менее, мы постоянно должны помнить о том, что наша миссия заключается в изменении этого мира и подготовке его к присутствию Всевышнего: для этого Он нас и создал и наделил способностью менять мир. Все, что нам нужно, – очистить душу и начать действовать.
Янки Таубер