Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.02.2008
Ответ на этот вопрос – как и на все остальные – зависит от того, кто его дает. В Мидраше (Ялкут Шимони на стих 25) эта ситуация описывается с четырех сторон: с точки зрения Мудрости, Пророчества, Торы и Б-га. И все они дают разные определения греха. С точки зрения Мудрости, грех – вредоносный поступок. Пророчество определяет его как смерть. Тора – как глупость. А Б-г – как новую возможность.
С философской точки зрения, грех – необдуманный проступок, как, например, решение прогуляться по снегу босиком или съесть слишком много жирной пищи. Проще говоря, с тем, кто поступает плохо, ничего хорошего не случится.
Означает ли это, что Свыше кто-то наблюдает за каждым из нас, определяет качество наших действий и принимает решения о том, наградить нас или наказать? Так оно и есть. Хотя, на самом деле, все обстоит не так примитивно. Неужели обморожение, ставшее следствием хождения по снегу босиком, и есть наказание, идущее от Б-га? А сердечно-сосудистые заболевания – наказание за любовь к холестерину? В общем да, если любое событие человек воспринимает как случившееся по воле Творца.
Но истинное значение заключается в том, что Всевышний создал ряд «законов природы», соответствующих Его видению нашего мира. Эти законы напрямую связаны с физикой и обоснованы учеными. Но есть и духовные законы, согласно которым праведные поступки влекут за собой духовное обогащение и, соответственно, грехи оборачиваются несчастьями. А поскольку наше физическое существование отражает духовную сущность, наши мысли и поступки несомненно оказывают влияние на качество жизни.
Если рассматривать грех с точки зрения пророчества, грех – не просто тлетворное деяние. Это ужасный проступок. Пророчество (олицетворяющее собой высшую форму общения человека со Всевышним) определяет «жизнь» как связь с Творцом. Грех в таком случае символизирует отказ человека от этой связи. Следовательно, грех приравнивается к смерти.
В Торе также сказано, что грех – необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего на то, как должен жить и развиваться наш мир. Тем не менее, соглашаясь с Мудростью и Пророчеством, источником которых она является, Тора идет в своих утверждениях дальше и говорит, что в душе человек не настроен на нарушение заповедей и осознанно он бы их никогда не нарушал.
По Торе, грех – глупый поступок. В такие моменты в душе человека наступает затмение, и он выступает против своей собственной воли, идет вразрез с истинным желанием. Следовательно, грех можно победить, когда мы осознаем свои истинные желания, цели и задачи.
А что о грехе говорит Б-г? Он создал законы природы (как физические, так и духовные) и стал источником Мудрости. Б-г – источник жизни, и именно Он определяет течение жизни человека и его поступки, так или иначе влияющие на ее ход. Всевышний даровал нам Тору, а также возможность самосовершенствования и силы для борьбы с грехом.
Кроме того, еще есть тшува – возможность раскаяться. Тшува – процесс, подвигающий нас не только на раскаяние, но и на полный отказ от греха. Нам дается возможность «путешествовать» во времени и изменять последствия проступка.
Для того чтобы полностью раскаяться, первым делом необходимо осознать негативные последствия греха и отречься от подобного поведения, дать обещание больше так не поступать. На прощение мы можем рассчитывать только в этом случае.
Является ли грех все-таки плохим поступком? Или духовной смертью? Или глупостью? А может, это очередная ступенька к самосовершенствованию? Получается, что грех объединяет в себе все эти определения, тесно связанные между собой.
Янки Таубер