Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
02.07.2008
Моя мама говорит, что в этот мир иногда приходят люди, которые на самом деле остаются вне его. Мама моей мамы рассказывала истории о праведниках Багдада, где она родилась.
Если Ваша мама такого не говорила, я готов повторить: мир без святых людей подобен дому без окон. Без них наш мир не более чем запечатанная намертво цистерна, выхода из которой нет.
На стенах, конечно, можно рисовать картины, и даже освещать их снаружи. Еще можно повесить зеркала. Или телевизоры. Как бы мы ни старались – ничего не выйдет: с нашей стороны это будет своеобразная интерпретация того, что происходит извне, но не его реальное отражение.
В такие моменты нам нужны те, кто сможет сказать: «Не будь глупцом. Ведь если есть окна, то отличить их от картин на стенах очень просто».
Ваша мама могла поступить, как моя, то есть сказать: «Самое важное свойство окна заключается в том, что оно показывает нам внешний мир. Оно укрывает нас, как птица укрывает птенцов, чтобы те не смогли улететь в небо, ко встрече с которым они еще не готовы. В то же время, оно дает нам именно то, что нужно. Если оно кричит: “Вот я! Я окно! Я показываю тебе мир!” — это не более чем картина на стене. Ведь картина – выражение мыслей ее создателя в определенный момент. А окно – это путь к свету».
Существует немало разных окон: одни из них выходят на юг, другие на север. Одни смотрят в будущее, другие в прошлое. Стекло может быть обработано таким образом, что с его помощью можно разглядеть мельчайшие детали. А другое окно, наоборот, показывает нам картину мира в перспективе. Как бы то ни было, все существующие окна дают единую, полную картину.
Святые люди тоже являются частью единого целого. Они дают нам свет того вечного огня, который не угасает со времен Авраама и Сары, которые получили его в дар от Ноаха и Наамана, а те – от Адама и Хавы. Благодаря им мы узнаем о том, что происходит извне, куда мы идем, где находимся и что должны делать для того, чтобы продолжать наш путь. Без праведников мы стали бы слепыми существами, которые рождаются и умирают в земле, так и не увидев дневного света.
Любавичский Ребе говорил так: «Праведники – это ответы на вопросы. Цель их существования – показывать, что у каждого из творений Всевышнего есть своя миссия».
Когда ушел Ребе, у многих возник вопрос: а что будет с нами теперь?
В первую очередь, необходимо помнить, что Ребе до сих пор среди нас – точно так же, как родитель, который остается рядом со своими детьми и после ухода из этого мира, но гораздо ближе. Для любого праведника смерть означает лишь, что его душа покидает тело и устремляется к свободе, чтобы иметь возможность исправлять этот мир вне земных рамок.
Для праведника такого уровня, как Ребе, ничто из того, что происходит в нашем мире, не несет никаких изменений, даже если речь идет о смерти. Его жизнь – это истина, а она вечна. Он ведет нас как и прежде и продолжает нести в наш мир свет и благословение. Меняется только наша жизнь, потому что теперь мы смотрим на этот мир, не видя праведника. И вновь возникает вопрос: как нам жить с «закрытыми окнами»?
На самом деле, вопрос поставлен шире: где находятся все праведники, когда они так нам нужны? Когда-то люди жили, руководствуясь наставлениями учителей и родителей. Они верили в возможность совершения чудес и в то, что Б-г может говорить с Человеком. Нужны ли были праведники? Сегодня, когда все иллюзии развеяны и миром правит апатия и смятение, и нам нужен кто-то, способный показать, что Б-г с нами.
Ответ заключается в том, что каждый из нас должен найти «окно» внутри себя. Сотворение нашего мира имело цель: люди не должны ждать, когда на них спустится Б-жественное присутствие, потому что им необходимо искать Б-жественность внутри себя. Праведники лишь показывают нам верное направление.
И как только мы найдем в себе праведника, спадут оковы и падут стены, скрывающие от нас внешний мир. И вновь мы услышим мудрые слова из уст Ребе.
И этот момент настанет гораздо раньше, чем можно себе представить.
Цви Фриман