Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.07.2008
Вот человек танцует на свадьбе своего единственного сына. Он танцует очень хорошо, но никогда до этого момента и никогда после него танец этого человека не будет выражать такую радость и гордость. По сути, все его таланты, возможности и качества на данный момент находятся на пике: ум воспринимает все живо как никогда, чувства любви и неприязни также обострены. Вложите такому человеку в руку кисть, и он нарисует картину, наиболее ярко отражающую его творческий потенциал.
Хасидские мудрецы используют такое сравнение, описывая определение слова «радость»: радость — это откровение. Она открывает неожиданный потенциал таланта, расширяет его границы. Радость – это ничем не сдерживаемое проявление себя, распространяющееся повсюду и способное сподвигнуть человека на гораздо большее, чем можно себе представить.
Если радость — это раскрытие и распространение своих возможностей, то горе является сокрытием и ограничением души. В состоянии горя душа подавлена и ущемлена, ее потенциал сужается до невероятных пределов.
Удивительно, но хасиды не осуждают печаль. Старая хасидская мудрость гласит: «Печаль не грех, но ее влияние на человека страшнее любого греха». Душа была послана в этот мир не для того, чтобы просто быть, но для того, чтобы действовать; не существовать, а совершать достижения. Уйти в себя — значит отречься от жизни.
Тем не менее, иногда мы просто обязаны скорбить. Ежедневное повторение молитвы «Шма» перед отходом ко сну — один из таких случаев: заключительные минуты дня — время, отведенное человеку на изучение и проверку себя, на испытывание сожаления и раскаяния по поводу неудач и упущенных возможностей уходящего дня.
В один из вечеров накануне наступление нового месяца (Эрев Рош Ходеш) вышеописанный процесс оценивает более продолжительный период времени — истекающий месяц. Также установлены ежегодные посты и «дни суда». В эти дни мы переживаем самый печальный период еврейского календаря — три недели скорби о разрушении Священного Иерусалимского Храма (Бейн ха-Мецарим).
Не будь этих трех недель скорби — наша радость не была бы такой полной и яркой. Малейший разлад в источнике повлечет за собой еще большее противоречие, которое в дальнейшем будет только расти. Наши жизни стали бы бесконечно эмоциальны и ярки, чувства начали бы вытеснять друг друга.
Поэтому для нас очень важно время от времени возвращаться к источнику и пересматривать все пережитое, анализируя его. Но делать это нужно лишь иногда, в установленное время и ни в коем случае не стоит «увязать» в этом состоянии.
Необходимо сохранять определенную «пропорциональность чувств» — скорбить один час в день, один день в месяц, двадцать с небольшим дней в году — и горе ограничится этими рамками.
Основной целью такого «приглушения» эмоций является поддержка и выделение радости и веселья — и об этом нужно помнить всегда.
раввин Янки Таубер