Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.11.2008
Многие из нас верят в жизнь после смерти. По данным двух опросов общественного мнения, проведенных компанией «Гэллап», 79% американцев считают, что после смерти их души предстают перед судом, а затем, по результатам этого суда, отправляются либо в рай, либо в ад. 33% верят в существование привидений. 38% респондентов одного из интернет-опросов верят в реинкарнацию (и только 26% полагают, что удостоятся быть перевоплощенными).
Данные вышеупомянутого анкетирования свидетельствуют о многом. С одной стороны, они демонстрируют явный позитивный настрой человека по отношению к продолжению себя. С другой, — признаем, что смертны. Конечно, можно пройти реинкарнацию и стать, к примеру, соседской кошкой. А можно превратиться просто в блуждающую душу. В любом случае, жизнь —та, какой мы ее знаем —рано или поздно подходит к концу.
В еврейской традиции рассматривается более радужный сценарий. У нас есть и рай, и ад (хотя и далекие от общепринятых представлений о белых облаках и котлах с горящей лавой под землей), и реинкарнация, и даже злые духи. Но центральным объектом традиции является тхият аметим — оживление мертвых. Во время прихода Мошиаха души всех умерших евреев вернутся в свои прежние тела. Иными словами, жизнь, как появление души в теле (то есть такая, какую мы знаем сегодня), восстановится.
В своих толкованиях мудрецы Талмуда зашли еще дальше: по их мнению, существует уровень, на котором жизнь переходит границы смерти и становится неуязвимой. «Моше Рабейну не умер, — утверждали они, — и наш праотец Яаков тоже», несмотря на то, что «врачи забальзамировали Исраэля… и оплакивали его… и похоронили его». Раши (рабби Шломо Ицхаки, 1040-1105, величайший комментатор Торы и Талмуда) говорил, что воспринимать эти слова следует категорически, потому что «Он казался для них мертвым, но на самом деле был жив».
Основатель движения ХАБАД рабби Шнеур Залман из Ляд объяснял, что жизнь (в нашем понимании) действительно способна победить смерть; вопрос заключается лишь в том, какова наша жизнь до смерти.
Когда мы чувствуем себя по-настоящему живыми? Что для нас жизнь — чашка хорошего кофе, аромат свежего хлеба, прогулка в парке или солнечный день? Или счастье можно испытать, увидев результаты труда многих месяцев? Или долго объясняя ребенку какие-либо истины, понять, что он, наконец, их постиг?
Наша жизнь полна нескончаемых удовольствий, и всех их можно разделить на две основные группы: удовлетворение личных потребностей и желаний, и достижение определенной степени влияния на жизни других людей. Удовольствия первой категории несомненно приятны и важны; но ничто не сравнится с чувствами, которые можно испытать, меняя жизни других, совершенствуя этот мир своими действиями.
Удовольствия первой группы заканчиваются с прекращением физической жизни и приходом смерти. После смерти и похорон прогулок по парку уже не случится. А влияние наших трудов на мир продолжается. Научив кого-то чему-либо, мы даем продолжение целой цепочке — теперь наши ученики сами смогут стать учителями. Свершая добрые дела, мы оставляем память о себе в веках. Благодаря таким поступкам, люди начинают лучше относиться друг к другу. Сделав этот мир хоть немного лучше, мы способствуем продолжению этого совершенствования.
И все-таки — действительно ли жизнь (известная нам) способна перейти границы смерти? Все зависит от того, с какой жизнью Вы знакомы. Если жизнь для Вас — период высокой активности, направленной на удовлетворение собственных желаний, стоит помнить о том, что времени мало и успеть можно далеко не все. Если же основная цель жизни для Вас — изменять жизни других людей к лучшему — Вы будете жить вечно.
Все события, описанные в главе Торы «Хаей Сара» (Берейшит, 23:1-25:18), происходят после смерти праматери Сары. Более того, они подчеркивают значение ее ухода. Сначала мы читаем о похоронах Сары в пещере Махпела в Хевроне. Затем начинается рассказ о том, как Ривку выбрали в жены Ицхаку и как она заменила Сару в доме Авраама. В конце говорится о возвращении Агари, которую Сара изгнала из дома Авраама.
Но название главы — «Хаей Сара» — переводится «Жизнь Сары»! Очевидно события, описываемые в главе, подчеркивают тот факт, что Сары больше нет. Хотя по сути получается, что ни в одной их остальных глав Сара не была настолько «живой».
Авраам и Сара стали первыми еврейскими поселенцами в Земле Ханаанской; в начале главы «Хаей Сара» описаны похороны Сары в пещере Махпела, которые стали фактически первым приобретением участка Святой Земли. Всю свою жизнь Сара посвятила созданию первой еврейской семьи; история с избранием Ривки показывает нам, как последовательница Сары переняла ее идеалы и продолжила создание настоящего еврейского дома. Даже возвращение Агари демонстрирует масштаб роли Сары в истории еврейского народа: само изгнание Агари и Ишмаэля говорит о том, как Сара заботилась о безопасности Ицхака, наследника Авраама. Возвращение Агари, описанное в последних строках главы «Хаей Сара», лишь подтверждает право Ицхака на продолжение рода Авраама.
Таким образом, название главы «Хаей Сара» заключается в себе истинный смысл главы. И действительно, ни одна из предыдущих глав, речь в которых шла о Саре, не описывает все ее заслуги настолько полно. Тогда становится понятным, как мы должны смотреть на временную жизнь, имеющую и начало, и конец, относящуюся к конкретному человеку в определенный период времени. Истинная Хаей Сара находит продолжение уже после ее ухода из этого мира.
Янки Таубер