Top.Mail.Ru

Почему у евреев меняется число дней в году?

09.12.2008

Она неуловима и спонтанна, ее эмоции сменяются невероятно быстро: за радостью и весельем следуют печаль и тоска. Она постоянно балансирует между этими настроениями.

Он вял, зависим и предсказуем. Каждое утро он встает по будильнику и всюду успевает: утром — на работу, вечером — домой. На работе он считается трудолюбивым и перспективным сотрудником, хранящим миссию и идеалы компании. И он бесстрастно взирает на резкие спады и подъемы в настроении молодой жены.

Конечно, отношения в таком браке нельзя назвать безоблачными. Эта пара не живет в одном ритме. Одному приходится то подталкивать, то тащить за собой второго. Но они продолжают совместную жизнь. И раз в девятнадцать лет их старания оправдываются. Их жизненные пути на некоторое время начинают протекать с одинаковой скоростью, и такие моменты всегда наполнены любовью и гармонией.

Первый наказ, который услышал народ Израиля перед выходом из Египта, касался не обрезания, создания своей страны или изготовления мацы. Евреи должны были составить еврейский календарь.

Время является самым верным свидетелем истории. Время бесстрастно следит за тем, как мы проходим свой путь, и показывает, кем мы являемся на самом деле. Все народы фиксировали важные для них события в календаре. И только еврейский календарь составлен по самой сложной схеме, из известных человеку.

Основная сложность заключается в том, что еврейский календарь построен на сочетании лунного и солнечного циклов. Лунный цикл длиной в 29 с половиной дней дает нам «месяц». Из 365,25 дней солнечного цикла состоит «год» с четырьмя сезонами. Проблема заключается в несочетаемости этих циклов — двенадцать лунных месяцев соответствуют 354 дням, что на 11 дней меньше года по солнечному циклу.

Поэтому большинство составителей календарей выбирают за основу лишь одну систему. Мусульманский календарь, базирующийся на лунном цикле, абсолютно игнорирует солнечный цикл. А «солнечный» григорианский календарь («светский» календарь, по которому живет почти весь мир) никоим образом не связан с лунным.

В первых наставлениях для народа Израиля Всевышний повелел Моше Рабейну составить еврейский календарь на основе цикла Луны, совместив его, однако, с временами года, определяемыми Солнечной системой. Единственным способом сочетания двух различных временных траекторий (без ущерба для каждой из систем) стало создание цикла в 19 лет, включающего шесть разных типов года. Согласно еврейскому календарю, год состоит из 12 или 13 месяцев, а дней в году может быть 353, 354, 355, 383, 384 или 385.

На третий год 19-летнего цикла (когда «лунный» год на 33 дня отстает от «солнечного») добавляется еще один месяц, который сокращает эту разницу, но не полностью. На шестой год эта процедура повторяется. На восьмой год тринадцатый месяц фактически делает «лунный» год длиннее «солнечного», но не надолго. Вскоре «лунный» год снова начинает отставать. Только к концу девятнадцатого года эти два цикла времени сходятся.

Кому и зачем нужны все эти сложности? Ответ заключается в том, что еврейская жизнь сосредоточена на том, чтобы удержать рядом две противоположности и сохранить этот союз.

По большей части время в еврейском календаре определяется лунным циклом. Подобно луне, мы переживаем моменты спада активности — только для того, чтобы вскоре вновь набраться сил. Мы выбираем луну потому, что хотим обладать определенными присущими ей качествами: отвагой, фантазией и способностью возрождаться.

Тем не менее, нам необходима и надежность и последовательность солнца. В жизни есть место не только творчеству, но и определенности и надежности. Пытаться соединить два временных потока непросто. Проще всего, конечно, развестись и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но евреи никогда не искали легких путей, не так ли?

Янки Таубер

 
{* *}