Top.Mail.Ru

Можно ли молиться о смерти террористов?

23.01.2009

«Меня удивляет позиция многих евреев относительно недавней войны в секторе Газа. Я разделяю мировоззрение иудаизма, но никак не могу понять такое явление, как «самозащита», т.е. убийство — пусть даже и угнетателей — с помощью которого достигается победа. Мне говорят, что молитва является актом, направленным на добро и просвещение. Должен ли я молиться о гибели врагов?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Если вы рассчитываете на краткий ответ, то он таков: все зависит от конкретной ситуации. Если враг воплощает все зло нашего мира, нужно молиться о его скорейшей кончине. Если враг — обычный человек, тогда речь идет о самообороне, праве на атаку первым (в случае необходимости) и молитве о том, чтобы ваши враги превращались в ваших друзей и выполняли миссию, для которой были рождены — объединения с целью создания гармоничного мира без войн и страданий.

Добро пожаловать в загадочный и необъяснимый мир иудаизма, полного законов, лишь немногие из которых не вызывают протестов и вопросов у любого образованного и честного еврея. И в Галахе, и в мистике иудаизма, и в нравственных законах существуют правила, при рассмотрении которых необходимо учитывать немалое количество деталей и нюансов, и которые сложно описать в двух словах, разве что не упомянув главного нашего принципа: «Слушай, Израиль! Господь Б-г Наш, Господь Один!» Точно так же, позицию Ребе по ряду вопросов невозможно вместить в определенные рамки и классифицировать. Любое утверждение противоречит само себе; какую бы точку зрения мы ни взяли на вооружение, всегда нужно помнить и о других подходах к той или иной ситуации. Чтобы не быть голословным, приведу хороший пример. Буквально вчера один из моих друзей напомнил мне о словах Ребе по вашему вопросу. В сентябре 1982 года началась ирано-иракская война, в ходе конфликта могло быть применено ядерное оружие, а это затронуло бы весь ближневосточный регион. «Народы воюют друг с другом, — вновь и вновь повторял Ребе, — и сотрясается весь мир». Он говорил о том, что во время войны можно молиться о том, чтобы «ее результаты были во благо». Однако, сам Ребе, в то же время, придерживался иной позиции. Война — зло, говорил он, потому что во время войны погибают люди, а «нам заповедано заботиться о бедных, даже если они идолопоклонники. Вместе с тем, мы должны оберегать и свои жизни». Эти слова показывают нам особенности мировоззрения Ребе. Его высказывания не всегда следует понимать буквально, поскольку в них заключены аллюзии и эвфемизмы. Ниже приводится речь речь Ребе по этому поводу.

Да, в мире существует зло и террористы. Но нигде не написано, что мы должны бороться с ними лишь одним способом — лишая их жизни. Даже если речь идет о «враге и мстителе», мы должны сосредоточиться на «предотвращении действий врага и мстителя». Это означает, что мы обязаны остановить и отменить статус врагов как таковых. В Талмуде сказано, что нужно бороться с грехом, а не с грешниками. И бороться нужно до того момента, пока эти люди не станут друзьями и соратниками евреев. В предсказании о Будущем Мире сказано: «И придут чужестранцы, и будут заботиться о твоих овцах». Несмотря на то, что для нас эти люди будут чужими, акцент делается не на это, а на то, что они — даже в этом случае — будут заботиться о нашем имуществе.Комментарий Вы правильно поняли мысль — Ребе говорит о необходимости молиться о том, чтобы террористы стали нашими друзьями. Означает ли это, что мы должны отказаться от самообороны? В этом вопросе Ребе опирается на законы Галахи. Вот какое объяснение он дает раввину Иммануэлю Якобовицу, на тот момент главному раввину Великобритании.

Я решительно выступаю против того, чтобы отдавать спорные территории, по которым на данный момент ведутся переговоры с арабскими странами. Речь идет об Иудее и Самарии, Голанских высотах и пр. На это у меня есть единственная причина, и она проста — в случае, если Израиль пойдет на уступки, будет нарушен закон Шулхан Аруха (глава 329, части 6,7). Я уже не раз указывал на тот факт, что этот закон не имеет отношения к святости Земли Израиля, к «дням Машиаха» и грядущему Избавлению, к любым другим схожим темам. Он касается защиты жизни людей. Письмо датировано ноябрем 1980 года.

В этом письме Ребе ссылается на один из еврейских законов, который описывает ситуацию, когда приграничный город подвергается нападению грабителей. В законе четко сказано, что все трудоспособные жители города должны выйти навстречу грабителям (в том числе в Шаббат) и дать им достойный отпор — даже если все, чего хотят преступники — «взять немного соломы». Аргументация закона такова: если границы города и страны были нарушены хотя бы однажды, с этого момента жизнь тех, кто живет у этих границ, находится в опасности. Ребе делает логическое заключение: в ситуации, когда опасности подвергается человеческая жизнь, единственное, над чем стоит задуматься — каким образом добиться защиты и спасения жизни с наименьшими потерями и ущербом. А уж рассуждать на темы того, как оправдать свои действия, или откуда брать деньги на осуществление этих планов, или какова будет реакция  мировой общественности — и вовсе не стоит. Мы должны думать только о защите жизни человека. Поясню, что здесь имеется в виду: данный закон исходит из Талмуда (трактат Эрувин, 45а) и рассмотрен на примере приграничного города Нэардеа, расположенного на территории Вавилона (современный Ирак), но не Израиля. Я уже не в первый раз делаю акцент на рассматриваемых нами исторических периодах, а также на том, что речь идет исключительно о спасении человеческой жизни, а отнюдь не о тонкостях географии.

В истории с городом Нэардеа язычники (они упоминаются именно так и не называются врагами) окружили еврейский приграничный город очевидно для того, чтобы забрать «сено и солому», а затем удалиться. Но из-за возможной опасности (не только для евреев, проживающих в городе, но и для всех его жителей), согласно закону Шулхан Аруха, узнав о планах чужестранцев, евреи должны немедленно мобилизоваться, взять в руки оружие (даже если это происходит в Шаббат, ведь «спасение жизни отменяет соблюдение заповедей Субботы»).

Ребе продолжает эту мысль: принятие решения о том, приведет ли то или иное соглашение к опасности для жизни людей или нет — работа экспертов. В медицинских вопросах экспертами являются врачи, а в вопросах обороны — военные специалисты. Но и они при оценке ситуации обязаны руководствоваться не политическими, экономическими или социальными аспектами, а только лишь необходимостью защиты человеческой жизни. А поскольку все специалисты, к которым обращался Ребе, согласились, что возвращение территории Иудеи и Самарии может привести к возникновению угрозы жизни миллионов людей, он был категоричен в данном вопросе.

С одной стороны, позиция выглядит довольно жестко: Организации освобождения Палестины нельзя уступить ни пяди земли. По утверждению Ребе, сам факт  ведения переговоров по этому вопросу подвигает террористов на активные действия и таким образом подвергает опасности жизнь людей. Более того, Ребе цитирует слова Талмуда, касающиеся самообороны: «Если кто-то пришел, чтобы убить тебя, поднимись, чтобы убить его первым».Комментарий Ребе комментирует эти слова следующим образом: «Когда есть возможность узнать, кто и каким образом намеревается причинить нам ущерб, на нас возлагается обязанность принять превентивные меры».Комментарий

Тем не менее, Ребе отдельно отмечает, что в этом случае речь не идет о том, что мы должны убить кого бы то ни было. Но мы должны быть к этому готовы. «В Талмуде сказано: “Поднимись, чтобы убить его первым”, — отмечает он, — а не “Поднимись и убей его“. Показав готовность к атаке, мы устраним как таковую необходимость давать отпор. Тут сработает прием ведения психологической войны: если мы будем выглядеть слабыми, под угрозой смерти окажутся абсолютно все. Необходимо продемонстрировать свою силу — и тогда можно будет избежать жертв. А основной причиной подобных действий опять же становится необходимость защиты жизни.

Ребе четко озвучивает свою позицию относительно человеческих потерь среди арабов. К примеру, за месяц до написания им письма главному раввину Великобритании Ребе высказал свое мнение относительно безопасности и обороны Израиля. И в этот раз он утверждал, что те, кто допускают возможность ведения переговоров по разделу территории, подвергают опасности жизни людей. По мнению Ребе, имея сильные, защищенные границы, Израиль исключает возможность войны. Цитируя строки из Торы, упоминающие Землю Израиля («и вы закованы в железо и бронзу»), Ребе отдельно говорит следующее: «Если дверь закована в железо и заперта на замок — нет нужды готовиться к войне. Это играет на руку и врагам Израиля — ведь если не идет война — ни с одной из сторон  не будет ни раненых, ни убитых».Комментарий

Есть и другие примеры. Сразу после окончания Войны Судного дня Ребе переживал из-за грядущей конференции в Женеве, в ходе которой «не будет принято ни одного справедливого и окончательного решения, но в этот период, по меньшей мере, будет достигнуто прекращение огня – ведь смерть египтян для нас тоже не является радостной вестью…» А затем, каким-то мистическим образом, Ребе способствовал тому, что «проснулся» ангел, охраняющий Египет, сказав: «У него ведь тоже есть свое мнение на этот счет. А если мы объясним ему, что для египтян военные действия также не принесут ничего, кроме смерти, есть шанс, что он нас услышит». Кому-то такие высказывания покажутся странными, но я вижу необычайную широту души Ребе, который сообщает свое мнение по довольно болезненному вопросу, учитывая интересы обеих сторон. Пацифизм в чистом виде может быть так же неприятен, как и его полная противоположность — военный экстремизм; но понимание природы вещей и места каждой из них в этом мире рождает величайшую мудрость.

Ребе всегда открыто критиковал израильскую политику компромиссов, но продолжал пропагандировать гуманность. На каждом из фарбренгенов Ребе, в которых мне посчастливилось принимать участие, я ни разу не слышал, чтобы он в своих речах желал смерти врагам. И ни разу Ребе не произнес «обратных благословений» (он назвал бы их именно так) для кого бы то ни было — даже для самого гнусного диктатора. Разве что однажды он произнес: «Да сотрется их имя» (в отношении Гитлера и его приспешников).

Даже если бы мир повернулся вспять, Ребе ни о ком не сказал бы ни одного дурного слова. Что касается упомянутых вами статей о позиции Ребе в вопросах войны, опубликованных на нашем портале, он говорил так: «О евреях должно говорить только хорошее и желаемое. Не дай Б-г сказать что-либо нелицеприятное о еврее. А еще нам следует постараться не говорить таких вещей в принципе о любом человеке. Ведь вместе со злыми словами в этом мире начинают появляться (не дай Б-г!) и “обратные благословения”. А сейчас мы находимся в таком положении, что должны наполнять весь мир благословениями на явное, видимое добро».

Именно так Ребе понимал миссию еврейского народа, нашу цель в этом мире: быть светом для других народов, чтобы они смогли занять свое место и делать свою часть работы по созданию стабильного и гармоничного мира, в котором сиял бы свет великого учителя, которого мы называем Машиахом; а «все народы будут служить единому Б-гу». Вот что написал Ребе в 1991 году в письме г-ну Рыбицки, президенту Совета по координации партнерских отношений между Польшей и Россией.

Мудрецы Талмуда объясняли, почему процесс сотворения человека настолько отличался от сотворения других живых существ и почему, среди прочего, человек был создан как отдельный индивид, в отличие от остальных, парных, творений. По мнению мудрецов, одна из причин кроется в том, что Всевышний хотел, чтобы во все времена каждый человек понимал, что все мы — потомки единого прародителя, полноценного человека, созданного по образу и подобию Б-га. И тогда ни один из людей не сможет заявлять о своем превосходстве над другими. Следовательно, людям будет проще воспитать в себе чувство единения и родства с остальными.

Да, евреем быть непросто. Мы живем не для войны и убийств. Но, или по замыслу Всевышнего, или потому, что мы сами сделали Его мир таким, в нем иногда приходится лишать жизни одного человека, чтобы спасти другого — одного, а иногда и нескольких, и многих. Во время конференции в Женеве Голда Меир,  обращаясь к Анвару Садату, сказала: «Мы сможем простить вас за то, что вы убивали наших сыновей. Но мы никогда не простим вам того, что нам пришлось убивать ваших». И несмотря на то, что Ребе не разделял позицию Голды по многим вопросам, я думаю, что в этом он бы ее несомненно поддержал.

Но тогда я Ребе так и не понял.

 
Tэги: РЕБЕ
{* *}