Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.01.2009
Мы должны использовать свою политическую свободу для того, чтобы познать свободу веры и жизнь, наполненную духовным смыслом.
В Торе много раз упомянуты эти слова — в истории Исхода евреев из Египта, когда Моше Рабейну вновь и вновь повторяет их, обращаясь к жестокому фараону и требуя свободы для еврейского народа.
На самом деле точные слова Моше, которые он произносит от имени Б-га, звучат так: «Шалах ами веяавдуни» (отпусти народ мой, чтобы он служил Мне). Интересно наблюдать за тем, как одни фразы и выражения становятся популярными цитатами, а другие не запоминаются и в итоге предаются забвению. Слова «Отпусти народ мой» (Let My People Go) стали основой знаменитой песни, посвященной Исходу из Египта. Фраза эта также была неоднократно использована и по политическим мотивам. К сожалению, вторая часть высказывания — веяавдуни — «Отпусти народ мой, чтобы они служили Мне» — часто забывается.
Невероятный рассказ об Исходе настолько поражает воображение, что цель этого Исхода — приход на гору Синай, получение заповедей Всевышнего и особая миссия еврейского народа — обращает на себя гораздо меньшее внимание. Призыв к освобождению волнует душу человека, а вот перспектива служения, самоотверженности и решимости энтузиазма не добавляет.
В начале 70-х годов евреи всего мира боролись за права своих невыездных собратьев в Советском Союзе, и требовали от советского правительства дать евреям свободу и возможность — при желании — покинуть страну. Девизом этой кампании стали слова «Отпусти народ мой!». К сожалению, и в данном случае веяавдуни (чтобы они служили Мне) — был незаслуженно проигнорирован. Люди были настолько поглощены идеей политической свободы, что позабыли первичную цель свободы, то есть религиозную свободу и настоящую еврейскую жизнь.
И действительно, многие советские евреи, добиваясь визы на выезд и свободы передвижения, не стремились вернуться к своим духовным корням. Семьдесят лет воинствующего атеизма, «удачно дополненные железным занавесом», сделали свое дело. Мы в восторге от того, что сегодня евреи могут жить в Израиле, на Брайтон-бич или в Москве, но факт остается фактом: слишком многие из них остаются за пределами еврейской общины.
Вот, к примеру, в ЮАР уже 20 лет установлен демократический строй, трижды состоялись свободные демократические выборы. Борьба за демократию была долгой и нелегкой, но в конце концов политическая свобода стала реальностью, а не мечтой. И все же, несмотря на позитивные перспективы будущего страны, миллионы людей по-прежнему сталкиваются с теми же трудностями, что и при апартеиде: с невежеством, нищетой и болезнями.
Очевидно, что политическая свобода, лишенная всякой духовной цели, приравнивается к разочарованию и крушению иллюзий. Если бы евреи уходили из Египта, не имея перед собой перспективы прийти на гору Синай, это было бы похоже на ситуацию, когда человек наряжается в красивую одежду, а идти ему все равно некуда. Добиться свободы для народа — не самоцель. Ведь этот народ нужно к чему-то привести! Слова «чтобы они могли служить Мне» означают, что мы должны использовать свою политическую свободу для того, чтобы познать свободу веры и жизнь, наполненную духовным смыслом, направленную на служение Творцу и исполнение Его заповедей.
Йоси Гольдман