Top.Mail.Ru

«Рабами были мы в Египте…»

08.04.2009

В то время, как другие народы определяют свою национальную принадлежность границами в пространстве, мы, евреи, характеризуемся историей во времени. Любая деталь еврейской мудрости появляется в форме этой истории, и все наши поступки связаны с этим повествованием. И ничего — ни исполнение заповедей, ни обычаи, ни гнев, ни энтузиазм — нельзя трактовать вне рамок нашего длинного рассказа.

Что же это за рассказ? Тот, что мы рассказываем детям во время пасхального седера: «Рабами были мы, и Господь, Б-г наш, даровал нам свободу». «В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди». Это и есть история об избавлении. История, которая еще не закончена. История, в которой мы стоим на грани свершения.

Что происходит, когда еврей теряет свою историю? Он продолжает оставаться евреем. Но он становится бездомным. А если бы, не дай Б-г, свою историю потерял весь еврейский народ — даже имея свою землю и свое правительство — мы все стали бы бесприютными. Мы пережили изгнание потому, что на самом деле никогда не были изгнаны. Мы всегда знали, кто мы и откуда, и куда возвращаемся. Поэтому, в некотором смысле, мы всегда оставались дома. У нас же всегда была собственная история. Но эта история не только о выживании. Она делает нашу жизнь настоящей.

И нет ничего более настоящего, чем эта история. До Сотворения Мира она уже существовала в мыслях Создателя. Ему так хотелось воплотить историю в жизнь, что Он создал целый мир для того, чтобы она могла раскрыться. И, по этой причине, пока мы держимся за свою историю, мы владеем истиной. Но, забывая о ней и принимая ее как обычные факты, мы получаем пустую оболочку, никогда не существовавший мир. Ведь мир и все происходящие в нем события есть ничто — жизнь многих миров могла бы развиваться по такому же сценарию. А вот история — это все. Она — смысл, скрытый в вещах и явлениях.

Вспомните об историях, которые мы создаем ежедневно: точно так же, как страны определяются невидимыми глазу границами, наша реальность создается благодаря не тем событиям, которые мы видим, но историями, которые мы рассказываем о них. Эти рассказы — наше любимое времяпрепровождение, от которого никто не в силах отказаться. При каждой встрече, даже случайной, мы создаем друг для друга истории, выхватывая их из фрагментов нашего дня.

Что бы мы ни видели, что бы ни слышали, наш разум моментально начинает  превращать все явления в историю, которая была создана нами. Если бы не история, любое событие стало бы одним из многочисленных бессмысленных фактов, следующих один за другим. В этом весь смысл рассказываемых нами историй: каждая из них что-то значит. Не будь этого значения, мы не были бы людьми. Потому, что без смысла не существует ничего.

Вот что случается с нашими выдумками. И тем более это относится к истории Творца. Потому что на самом деле в этом мире не существует ничего, кроме Его истории.

Я вам больше скажу: история — это сила. История рассказывает нам о том, что железные стены создаются, чтобы быть разрушенными, цепи — чтобы быть разбитыми, тьма — чтобы быть рассеянной, тираны — чтобы быть свергнутыми. Если мы и кажемся меньше по сравнению с огромным монстром мира, который сокрушает нас, это нужно только для того, чтобы сделать нашу историю еще более захватывающей и оригинальной. Если мы и кажемся жертвой, то потому, что знаем: все изменится. А если мы и становимся рабами, то для того, чтобы позднее стать хозяевами.

В истории зло — это болезнь, которую нам нужно вылечить, угнетение — временная неполадка, которую мы должны устранить, а каждая исполненная нами заповедь — очередное изменение, еще один шаг из тьмы навстречу свету.

Не имея истории, мы становимся пассивными жертвами и рабами. Зло губительно, тьма не отступает никогда, угнетение — нормальное положение вещей, а мицвот — не более чем старинные обычаи.

«Рабами были мы в Египте…» Без истории у этих слов не было бы продолжения. Мы оглядываемся в прошлое и видим, что нас убивали; в настоящем мы видим, что нас ненавидят, а в будущем мы и вовсе не видим себя. Если у нас нет истории, мы совершенно бессильны, не способны исправить этот мир, какими бы хорошими и милыми мы ни были. Мир огромен, а нас мало. И даже имея собственную страну, мы должны подчиняться всему миру. Без истории мы остаемся рабами египетского фараона.

Может ли саблезубый тигр оставаться саблезубым, если у него нет зубов? Конечно да. Но во что превратится его жизнь? Например, он мог бы стать домашним животным и жить на заднем дворе. А его хозяева говорили бы всем: «Это наш саблезубый тигр. У него просто зубов нет». Каждый день они бы бросали тигру куски пережеванного мяса, а тигр просто продолжал бы жить, чтобы когда-нибудь люди могли сказать: «Да, саблезубые тигры действительно существовали».Вы тоже можете быть хорошим евреем и охранять наследие и традиции нашего народа. Вы можете стать ценным экспонатом из прошлого, продолжая существовать сегодня, потому что существовали вчера. Как добрый безобидный послушный истребляемый и бессильный старый тигр.

У Вас есть альтернатива — прожить свою историю и вырвать свой кусок у чудовища, победив его как Давид поборол Голиафа, Моше Рабейну одолел фараона, а праотец Авраам получил целый мир. В этой истории когда, круша все на своем пути, появится чудовище, мы справимся с ним и станем героями. Теперь вы понимаете, почему в наши дни мы должны начать празднование конца истории, который еще не наступил? Это станет невозможным, только если мы забудем нашу историю.

В последний день Песаха Баал Шем Тов обычно съедал три праздничных блюда. Третье блюдо дня он называл «Трапезой Мошиаха». Последний день Песаха является днем Трапезы Мошиаха, потому что в этот день открывается сияющий свет Мошиаха.

В 5666 году (1906) в иешиве ХАБАД-Любавич был принят новый пасхальный обычай: все студенты участвовали в большой пасхальной трапезе, устраиваемой в большой учебной комнате. Все 310 студентов разместились за 18-ю столами. К трапезе присоединился и сам Ребе. Он распорядился, чтобы каждый студент получил четыре положенных стакана вина, а затем сказал: «Это трапеза Мошиаха».

Цви Фриман

 
Tэги: ПЕСАХ
{* *}