Top.Mail.Ru

Неужели религиозный человек способен на преступление?

15.05.2009

«Сотрудник нашей синагоги присвоил значительную сумму из пожертвований членов общины. Как же человек, знающий Тору, и понимающий разницу между добром и злом, смог совершить подобное?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:

Начну свой ответ со следующей истории…

Однажды рабби Хаим из Санца (хасидский мудрец из Польши (1793-1876)) решил найти на базаре честного человека. Сначала он остановил еврея по имени Йосель, и задал ему такой вопрос:

— Что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?

— Я бы, разумеется, вернул его хозяину! — последовал ответ.

— Йосель, ну и дурак же ты!, — воскликнул раввин. — Жди меня здесь.

Рабби Хаим обратился к другому прохожему.

— Файвель, что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?

— Рабби, ты же меня знаешь, — ответил Файвель. — Я бы оставил его себе. Мне всегда нужны деньги, да и не такой уж я благочестивый еврей.

— Файвель, ты должен покаяться! Ты тоже жди меня здесь!

Раввин обратился к третьему прохожему.

—Лейбл, что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?

Лейбл заметно заволновался.

— Ну же, Лейбл, как бы ты поступил?

— Рабби, — начал Лейбл, опустив глаза. — Я не могу ответить на этот вопрос! Я не могу знать, какое начало в моей душе взяло бы верх, доброе или злое!

— Лейбл, ты честный человек! — воскликнул рабби Хаим. Такова природа человека: мы не можем знать, как поведем себя, столкнувшись с искушением; особенно если нас искушают день ото дня.

Даже во времена Священного Храма первосвященник заходил в Святая Святых в сопровождении двух свидетелей.

Тора учит нас следующему: не спеши обвинять другого в преступлении. Никто не может знать, как поведет себя, попав на место этого человека.

В Торе сказано, что, совершив проступок, человек обязан понести наказание и лишиться прежнего положения в обществе. Но необходимо помнить и о том, что в подобной ситуации может оказаться каждый из нас.

Существует закон, согласно которому пожилой человек не может быть судьей в бейт-дине (еврейском религиозном суде). Почему? Потому, что с возрастом он забывает, каково это — содержать семью, и не знает снисхождения к провинившемуся, как бы мала ни была его вина.

А Тора являет собой гармонию противоположностей.

{* *}