Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2009
«Сотрудник нашей синагоги присвоил значительную сумму из пожертвований членов общины. Как же человек, знающий Тору, и понимающий разницу между добром и злом, смог совершить подобное?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Начну свой ответ со следующей истории…
Однажды рабби Хаим из Санца (хасидский мудрец из Польши (1793-1876)) решил найти на базаре честного человека. Сначала он остановил еврея по имени Йосель, и задал ему такой вопрос:
— Что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?
— Я бы, разумеется, вернул его хозяину! — последовал ответ.
— Йосель, ну и дурак же ты!, — воскликнул раввин. — Жди меня здесь.
Рабби Хаим обратился к другому прохожему.
— Файвель, что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?
— Рабби, ты же меня знаешь, — ответил Файвель. — Я бы оставил его себе. Мне всегда нужны деньги, да и не такой уж я благочестивый еврей.
— Файвель, ты должен покаяться! Ты тоже жди меня здесь!
Раввин обратился к третьему прохожему.
—Лейбл, что бы ты сделал, найдя на улице кошелек?
Лейбл заметно заволновался.
— Ну же, Лейбл, как бы ты поступил?
— Рабби, — начал Лейбл, опустив глаза. — Я не могу ответить на этот вопрос! Я не могу знать, какое начало в моей душе взяло бы верх, доброе или злое!
— Лейбл, ты честный человек! — воскликнул рабби Хаим. Такова природа человека: мы не можем знать, как поведем себя, столкнувшись с искушением; особенно если нас искушают день ото дня.
Даже во времена Священного Храма первосвященник заходил в Святая Святых в сопровождении двух свидетелей.
Тора учит нас следующему: не спеши обвинять другого в преступлении. Никто не может знать, как поведет себя, попав на место этого человека.
В Торе сказано, что, совершив проступок, человек обязан понести наказание и лишиться прежнего положения в обществе. Но необходимо помнить и о том, что в подобной ситуации может оказаться каждый из нас.
Существует закон, согласно которому пожилой человек не может быть судьей в бейт-дине (еврейском религиозном суде). Почему? Потому, что с возрастом он забывает, каково это — содержать семью, и не знает снисхождения к провинившемуся, как бы мала ни была его вина.
А Тора являет собой гармонию противоположностей.