Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.06.2009
Когда народ Израиля отправился странствовать по пустыне, Моше Рабейну воскликнул: «Встань, Б-г, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои от лица твоего…» (Бемидбар 10:35)
Римский император Адриан яростно ненавидел евреев. Однажды, во время осмотра своих владений, в толпе приветствующих его граждан он заметил еврея. «Что?! — закричал император, — проклятый еврей смеет оскорблять меня публичным приветствием? Схватите его и казните!»
Слухи о жестокости Адриана быстро распространились по еврейской общине. В следующий раз, когда Адриан решил прогуляться по владениям, он заметил еще одного еврея. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, еврей держался подальше от толпы, не произнес ни единого слова и покорно стоял в стороне от дороги. Но император вновь был недоволен: «Как?! — воскликнул он, — этот мерзкий еврей оскорбляет мое величие, публично меня игнорируя?! Казнить его!»
Когда советники Адриана указали ему на его непоследовательность, император ответил: «Не учите меня расправляться с врагами!»
В самом ли деле евреи были врагами Адриана? Как целый народ смог вызвать подобную ненависть? Важно отметить, что в предыдущем отрывке Моше Рабейну не призывает Всевышнего защитить евреев от их врагов и ненавистников, он говорит: «Рассеются враги Твои <…>, ненавистники Твои».
Вспоминаю, какая ярость душила меня во время посещения нацистского лагеря смерти Дахау, когда на табличке крематория я увидел надпись, посвящающую мемориал «тем, кто погиб в борьбе против нацизма». Эти строки скорее подходили для обозначения политических противников режима, погибших в страдании. Но дядя моего дедушки, его двоюродные братья и сестры, да и вообще все погибшие умерли, ни за что не сражаясь. До попадания в лагерь смерти они вели довольно мирную жизнь — до тех пор, пока Гитлер и его приспешники не объявили на них охоту. Называть случившееся «борьбой»? Кого и с кем? Невинных жертв с палачами? — все равно, что охарактеризовать попытки современного мира защитить себя от террористов-смертников как взаимное насилие.
В данном случае речь не идет о нашей борьбе с врагами. Скорее, противники Всевышнего сами нападают на нас, противостоя праведности и Б-жественности. Ненависть к евреям настолько заполнила умы, что объяснить ее с рациональной точки зрения невозможно. Можно лишь определить ее как вечную борьбу грешника против Б-жественности.
А если они ведут борьбу не против нас, а против Всевышнего, мы можем достойно ответить на это, продолжая жить, и поддерживать именно еврейский образ жизни, не обращая внимания ни на какие провокации. А когда тот факт, что их ненависть основана на наших особых отношениях с Творцом, станет очевидным, Б-г возьмет на себя защиту от Своих врагов и ненавистников; Он спасет нас и даст нам свободу — чтобы мы вновь смогли исполнять свою историческую миссию, представляя Его в этом мире.
Элиша Гринбаум