Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.08.2009
Одна из моих знакомых — детский физиотерапевт. Я был немало удивлен, услышав, что, по ее мнению, дети из религиозных еврейских семей показывают результаты выше среднего уровня в упражнениях на мелкую моторику рук. По ее мнению, это умение является не врожденным качеством, а прямым следствием того, что эти дети часто сжимают монеты перед тем, как опустить их в копилку для цдаки.
Мы верим в необходимость приучения детей к необходимости жертвовать деньги на благотворительность с самого раннего возраста.
Не так давно я прочел статью, автор которой рассказывал о своем возвращении к иудаизму. Он описал прогулку в компании религиозной семьи; пока взрослые были увлечены разговором, дети убежали вперед. Вскоре изумленные родители обнаружили свою четырехлетнюю дочь, стоящую на земле на четвереньках и копающуюся в земле. Дочь подбежала к ним и радостно закричала: «Мама, папа, смотрите! Я нашла цдаку!»
«Я был весьма удивлен, — признается автор. — Ребенок искренне радовался тому, что нашел на улице монетку — и не потому, что на нее можно было купить лакомство, а потому, что ее можно было опустить в копилку и затем отдать на благотворительность. Когда я понял, что даже маленького ребенка можно воспитать таким образом, я решил, что хочу того же и для своей будущей семьи».
В Торе человек сравнивается с «деревом поля». Лично я никогда не понимал этой метафоры: почему именно дерево? Какими черты характера, каким жизненным опытом и каким количеством годовых колец должно обладать дерево, чтобы сравниться с нами?
Тем не менее такое сравнение уместно: мельчайшая деталь, влияющая на дерево в процессе его развития, существенно отражается на его росте в дальнейшем. Благодаря позитивному стимулированию вырастают крепкие, высокие и плодородные деревья; в то время как малейшие негативные воздействия также оказывают огромное влияние на будущие плоды.
Точно так же мы можем влиять на наших детей. Обеспечив им соответствующее окружение и положительные примеры, мы увидим, как они растут, совершенствуются и становятся нашим будущим. Научите их сочувствовать и помогать людям, и, уже став взрослыми, они будут давать кров и пищу всем, кто в этом нуждается.
Конечно, если мы начнем тормозить развитие детей и подавать им дурной пример, это не принесет хороших результатов, более того, негативный эффект усугубится.
В нежном возрасте малейший отрицательный опыт может иметь ужасные последствия, поэтому мы, родители и наставники, должны заботливо высаживать ростки и тщательно за ними ухаживать, выращивая ценный урожай, плодам которого нам предстоит радоваться в будущем.
раввин Элиша Гринбаум