Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.09.2009
Рабби Пинхас из Кореца, ученик рабби Исраэля Баал Шем Това считался духовным гением своего поколения. Поначалу его гениальность была неизвестна его современникам, но он никогда не сожалел об этом; такое положение вещей устраивало его. Дни и ночи он проводил в изучении Торы и молитве. Прерывался он лишь изредка.
Шло время. Повсюду постепенно начала распространяться молва об особом даре рабби Пинхаса — возможно, ее пустили другие ученики Баал Шем Това. К рабби Пинхасу начали стекаться люди, желавшие получить наставления от раввина, заручиться его поддержкой, просившие упомянуть их в молитве и стремившиеся получить его благословение. И чем большему количеству людей он помогал, тем больше их приходило. Тоненький ручеек посетителей вскоре превратился в бурную реку, которая со временем стал бесконечным потоком просьб о помощи.
Рабби Пинхас понял, что больше не может служить Б-гу должным образом, поскольку на изучение Торы, молитвы и медитацию у него остается все меньше времени. И он не знал, что делать. Ему было необходимо уединиться и собраться с мыслями, но как он мог отказать десяткам, а то и сотням людей, искренне верившим в то, что он может им помочь? Как он мог убедить их обратиться к кому-то еще, к тем, кто обладал большими познаниями и желанием помогать, чем сам рабби Пинхас?
И тут у него появилась идея. Он решил обратиться за помощью к Небесам и сказал себе: пусть Всевышний сделает так, что все эти люди потеряют ко мне интерес!
Говорят, что «решение праведника подписано на Небесах». Рабби Пинхас молился о том, чтобы его желания осуществились, и так и произошло. К нему перестали съезжаться путники. Более того, в те редкие дни, когда он выходил из дома, везде и всюду люди встречали его, отвернув затылки, и оказывали довольно холодный прием. Но рабби Пинхаса это устраивало, и даже нравилось. Он вернулся к прежней жизни, и мало кто его беспокоил.
Минули Дни Трепета, до начала Суккота оставалось всего четыре дня, и за это время предстояло многое успеть. В прошлые годы в окружении рабби Пинхаса всегда находилось несколько помощников из числа ешиве-бохеров или местных жителей, которые всегда были рады услужить праведнику и помочь ему поставить сукку. В этот раз никто не пришел. Рабби Пинхас никому не нравился, и никто даже не подумал о том, чтобы помогать ему.
Будучи человеком не очень умелым в практической жизни, рабби не знал, что и делать. Не имея другого выбора, для строительства сукки он нанял неевреев. Но у тех не оказалось нужных инструментов, и во всей округе не нашлось ни одного еврея, который согласился бы одолжить свои инструменты — вот как невзлюбили рабби Пинхаса. В итоге по соседям пошла его жена, но и ей пришлось нелегко, именно потому, что она была женой своего мужа. Получилось так, что за несколько часов до начала праздника им удалось построить возле дома шаткую конструкцию, отдаленно напоминавшую сукку.
В положенное время ребецин зажгла свечи, а рабби Пинхас отправился в синагогу. Несмотря на так любимый раввином уединенный образ жизни, он всегда посещал праздничные общественные молитвы; к тому же он никогда не упускал возможности пригласить гостей на праздничную трапезу, тем более, что этот обычай так соответствовал духу Суккота.
В те дни все, кто хотел получить приглашение на трапезу, после окончания молитвы собирались на заднем дворе синагоги. Их приглашали выходящие из синагоги евреи. Но и в этот раз рабби Пинхасу не повезло. Даже те, кто не получил приглашения от других, не задумываясь, отказывались принять участие в трапезе раввина. Получилось так, что в тот вечер из синагоги вышло много довольных людей — и приглашающих, и приглашенных — но только не праведный рабби Пинхас.
По дороге домой раввин пришел в ужас от мысли, что теперь возможно ему никогда не удастся пригласить к себе ни одного гостя — даже на особую первую трапезу Суккота. К сожалению, таковой стала цена его свободы… Стоила ли она того?
Не дойдя до своей сукки пары шагов, рабби Пинхас начал напевать традиционную песню-приглашение для ушпизин (семь гостей-духов праотцов, посещающие еврейские семьи в праздник Суккот). И несмотря на то, что лишь немногим дарована возможность увидеть этих гостей, рабби Пинхас был одним из тех, кто обладал таким даром. Поэтому, подняв глаза, рядом с суккой он увидел Авраама — первого из ушпизин и самого почетного гостя в первую ночь праздника.
Рабби Пинхас в отчаянии воскликнул:
— Отец наш Авраам! Почему ты не заходишь в мою сукку? В чем я провинился?
— Я олицетворяю хесед (милосердие), — ответил Авраам, — и служу Б-гу, совершая поступки, исполненные добра и любви. Гостеприимство — мое качество. И я не сяду за стол, за которым нет других гостей.
Окончательно упав духом, рабби Пинхас решил изменить свои приоритеты. Он вновь помолился — но на этот раз о том, чтобы все вернулось, и он вновь был бы любим евреями и нужен им, как и прежде. И вновь его молитва нашла ответ. Спустя некоторое время к дому рабби Пинхаса начали стекаться люди, которые желали получить наставления от раввина, заручиться его поддержкой, просили упомянуть их в молитве и стремились получить его благословение. И он по-прежнему начал уделять не так много времени изучению Торы, молитве и медитации. Но, благодаря святому гостю, навестившему его в Суккот, он ни разу об этом не пожалел.
Биографическая справка. Рабби Пинхас Шапиро из Кореца (1726-1791) считался одним их двух наиболее выдающихся последователей основателя хасидизма, рабби Исраэля Баал Шем Това (вторым был преемник Бешта, Магид из Межерича).
Йерахмиель Тильс