Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.10.2009
История греха Эц а-Даат (древо познания) является одним из наиболее сложных и запутанных эпизодов Торы. Внимательное изучение этой истории проливает свет на уникальные качества женщины и на ее роль в приближении Избавления.
Сотворив Адама, Всевышний привел его в сад Ган-Эден. Человеку было позволено пробовать плоды всех деревьев кроме одного: «От древа же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть» (Берешит, 2:17).
Запрет есть плоды с Эц а-Даат (ведь наказанием за нарушение запрета была смерть) сделали это дерево отчаянно желанным для Адама, Хавы (Евы) и их потомков. Первой стала Хава которая неправильно истолковала запрет, с чего и началась вся история.
Коварный змей, в которого воплотился Сатан, спросил Хаву, правда ли, что Б-г запретил есть плоды любого дерева в саду. Хава ответила: «Из плодов любых деревьев этого сада можем есть, только от плодов дерева, которое в середине сада, сказал Всесильный, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете». Хава добавила от себя запрет прикасаться к дереву познания. Змей силой подтолкнул Хаву к дереву, и победоносно добавил: «Видишь, от касания смерти не случилось, значит и от плода не умрешь».
Слова змея заставили Хаву колебаться. И ему стало проще уговорить ее попробовать запретный плод. Он убедил ее в том, что на самом деле Всевышний не станет убивать ни ее, ни Адама, а скорее хочет запугать их, наведя на них ужас. Змей соблазнил Хаву, суля ей прекрасные перспективы. «Твои глаза откроются… Этот плод разбудит в тебе новые желания и умение ценить окружающие тебя удовольствия. Он станет источником интеллектуального преимущества». У Хавы возникла тяга к новому знанию и к прекрасному пробуждению, и она вкусила от запретного плода. Затем она применила все свое умение убеждать и повлияла на мужа, который повторил ее грех.
Падение Хавы наступило в тот момент, когда она начала обдумывать и неправильно трактовать повеление Б-га, которого сама не слышала. В Талмуде сказано: «Десять мер речи было дано миру, и девять из них — женщинам». Это высказывание превозносит женщин или критикует их? Возможны оба варианта. Каждой женщине дан выбор и возложена ответственность за принятие решения о том, как применять этот дар. Мы можем сплетничать, лгать, строить интриги и злословить. Напротив, можем принести в этот мир сочувствие и понимание. Чрезмерная женская разговорчивость может привести к хорошему, но может и к плохому. Хава неправильно истолковала наказ Всевышнего потому, что сама не слышала его. Запрет был дан Адаму, поэтому для нее он был не вполне понятен. Хава оступилась и позволила уговорить себя нарушить запрет.
Все вышеперечисленное объясняет обстоятельства, повлекшие за собой нарушение Хавой запрета Б-га, но ее мотивы до сих пор неясны. Какие же скрытые духовные изменения предвидела Хава, и каково было их значение, если она не смогла устоять?
До греха человек не был сочетанием добра и зла, он был по определению хорошим; по природе своей мы тяготели к исполнению воли Творца. И, несмотря на то, что человеку была дана свобода выбора, искушение пришло со стороны. Зло вселилось в змея, который стал механизмом искушения. Миссия человека заключалась в том, чтобы поднять себя на уровень, на котором зло потеряет свое влияние. Если человек, как материальное творение, проигнорировал бы искушение, он поднялся бы над физической сущностью мира. Если бы человечество справилось с возложенной на него миссией, наша цель была бы достигнута к закату шестого дня Творения, с началом первого Шаббата в мире. Жизнь стала бы высшей ступенью духовного наслаждения.
Хава считала, что поступает во благо. Она понимала, что преодоление внешнего искушения не настолько важно, как победа над внутренним. Адам и Хава стали обладателями Знания; их глаза увидели все зло мира. С этого момента они потянулись к получению земных удовольствий и греху, несмотря на их пагубное влияние.
Они полагали, что Б-гу будет приятнее, если они будут показывать ему свою борьбу с постоянной тягой к злу. Но поняли, что лишили себя единственной возложенной на них заповеди. Затем они услышали, как «голос Б-га Всесильного проходит по саду»; этот трагический момент стал первым эпизодом, приведшим к сокрытию Б-жественного Присутствия. И хотя мы не можем в полной мере осознать колоссальный эффект совершенного греха, одним из его последствий стало наше долгое изгнание. С этого момента также появилась смерть.
Как бы то ни было, совершенный человеком грех тоже является частью Б-жественного замысла. В определенном смысле, Адам и Хава были правы, когда предполагали, что нарушение запрета повлечет за собой еще большее прославление Имени Всевышнего.
С началом эры Мошиаха, когда мир окажется на определенной ступени чистоты, человечество достигнет невиданного уровня. Преодоление нами внутреннего искушения укрепит наши силы. Конечно, это повлияет и на полагающуюся нам награду.
Для того чтобы это произошло, частью Б-жественного плана стало и то, что Адам должен был передать Хаве наказ Б-га. Хава никогда бы не нарушила запрета, если бы Создатель адресовал его лично ей. В этом аспекте веры женщины намного сильнее мужчин. Покорность делает женщин более подходящими для «каббалат ол», принятия Б-жественной воли, вне зависимости от того, понятна она им или нет.
Если бы Хава лично услышала запрет Б-га, она никогда бы не стала размышлять о его смысле. Но в этом случае мы никогда бы не достигли нашей главной цели — умения противостоять внутреннему злу. Таким образом, мы не получили бы возможности совершить подвиг. Поскольку совершению греха способствовала женщина, она же должна и искоренить этот грех, который исчезнет с приходом Мошиаха. На нее возложена ответственность и честь исправить свою ошибку.
Окончательное Избавление наступит благодаря заслугам праведных женщин, которые используют данный им духовный потенциал во благо.
Хана Вайсберг