Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.10.2009
«Как иудаизм относится к понятию “карма”?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Понятие «карма» существует во многих культурах. В Древнем Египте ее называли ма’ат, в Греции — хеймармен, а в древнегерманской культуре — вирд. Основная идея кармы заключается в том, что все в мире происходит в рамках определенной системы (греч. космос), поэтому со временем все совершенные нами поступки, как хорошие, так и плохие, возвращаются в нашу жизнь по принципу бумеранга. Конечно, существует возможность играть внутри этой системы, а иногда даже манипулировать ею, но существование вне ее невозможно.
Б-жественное Провидение (ашгаха) подразумевает, что мы можем выйти за рамки системы. Мы способны разжалобить Создателя или совершить тшуву (раскаяние) и изменить не только себя, но и свое прошлое. Нам дается возможность совершить личный исход из Египта и дотянуться до источника Бесконечного Света, ломая все границы и получая истинную свободу.
К примеру «карма» Авраама и Сары заключалась в том, что вместе им не суждено было иметь детей. В Торе сказано, что Всевышний поднял Авраама над звездами и Сара родила Ицхака. А «кармой» Ицхака было рабство у фараона. Но Б-жественное вмешательство оказалось сильнее кармы, и сын Авраама чудесным образом оказался на свободе.
Карма действительно оказывает влияние и на нас, и на все, что нас окружает. Но, благодаря тшуве, Торе и совершению добрых поступков, нам дается возможность избежать плохой участи.