Top.Mail.Ru

Все уже сделано до нас

30.10.2009

Это один из важных аспектов иудаизма: что бы мы ни делали, мы повторяем то, что уже было сделано нашими предками.

Если вы открываете для себя единство Б-га, помните, что это уже сделал Авраам. Вас бросают в горящую печь, вашу жену превращают в наложницу, вы пасете стада, участвуете в войне, молитесь о ребенке, теряете и вновь обретаете его, зарабатываете огромное состояние и отдаете его, путешествуете по миру, сидите в своем доме на протяжении 60 лет, копаете колодец, работаете на земле, полжизни учитесь в иешиве, становитесь изгоем, влюбляетесь, переживаете измену, работаете до изнеможения, сбегаете от тестя, становитесь жертвой сексуального домогательства, мстите за свои обиды, продаете брата в рабство, попадаете в тюрьму, голодаете, правите целой империей — все это уже было сделано до вас.

Нахманид говорил: «Все, что происходило с праотцами, является примером для их потомков. В Торе описаны все события [их жизни]... Все это — наказы нам на будущее: усвоив происходившее с тремя праотцами, можно предугадать, что уготовано потомкам».

Возможно, у кого-то вышесказанное вызовет недоумение. Как можно сделать что-то новое, имея за спиной таких предков?

На ум приходит сравнение знатока Торы с университетским ученым. Представьте себе исследователя, который потратил десятки лет на доказательство гипотезы, и внезапно узнал, что за много лет до него другой ученый уже сделал это открытие. Это же катастрофа! Для знатока Торы такое открытие станет высшей точкой карьеры и бесспорным признанием его учености и ума.

Оригинальным быть приятно. Умение творить новое — особое благословение (на самом деле, по мнению хасидских мудрецов, весь смысл создания человека по образу и подобию Творца заключается в его способности творить самостоятельно). Но стремление к оригинальности и творчеству не означает, что мы должны работать над чем-то, чего не делали раньше. Необходимо воссоздать 4000 лет еврейской истории в своей жизни и добавить что-то новое, присущее только вам. Необходимо воспитывать ребенка, передавая ему мудрость сотен поколений еврейских предков, но дополняя ее своим собственным взглядом на жизнь. Мы должны жертвовать собою с щедростью миллиона филантропов, принося при этом в мир новый, свой собственный вид благотворительности. Нам следует встречать врага с отвагой и решимостью героев, существовавших в каждом поколении, — с тем, чтобы одержать свою собственную победу.

Перед тем как начать путешествие, мы встаем перед выбором. Можно не обращать внимания на указатели и оказаться там, где уже побывали другие несчастные путники (и проделать то же, что делали они). В этом случае ваша «оригинальность» будет заключаться лишь в том, что вы о них никогда не слышали и не услышите. Если же вы пройдете свой путь в соответствии с указателями — придете к истинному пониманию и осознанию своей роли, которая впоследствии станет вашей основой и платформой, на которой вы будете настоящим партнером Б-га в сотворении этого мира.

Янки Таубер

{* *}