Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.11.2009
Говорят, истинное величие человека заключается не в том, что он никогда не падает, а в том, что поднимается после падения. Природа человека такова, что каждому из нас присущи слабости и недостатки. Время от времени мы совершаем ошибки и падаем. И самые сильные из нас поднимаются, борются со своими изъянами и исправляют их. Безусловно, способность дать отпор собственным неудачам и исправить их отличает выдающихся людей от обычных.
Царь Шломо писал: «Нет на земле праведного человека, который бы делал только добро и не грешил». Продолжая эту мысль, можно сказать, что на земле нет человека без недостатков. Будь то злоба, жадность, эгоизм — все мы знаем наши негативные стороны и понимаем, когда и при каких обстоятельствах они выходят наружу. Лишь слишком самоуверенный человек может ожидать, что он никогда не станет жертвой собственных эмоций, но всегда можно надеяться на то, что после всех падений мы найдем в себе силы подняться.
Переговоры Авраама
Описанная выше мысль прекрасно отражена в диалоге Авраама и хеттов, состоявшемся после смерти Сары. Авраам хотел похоронить жену и пришел к хеттам, чтобы купить у них землю. Хетты предложили ему взять землю бесплатно, но Авраам отказался от такого подарка и настоял на выплате полной стоимости. Тогда хетты назначили цену в 400 серебряных монет. Авраам принял их предложение и выплатил деньги.
Тора является для нас не только историческим документом, но и руководством к ведению духовной жизни. Читая Тору, мы должны искать уроки, которые может извлечь из нее наше поколение. Каким образом данный эпизод дает нам пример и вдохновляет на поддержание духовности и благочестия?
Сара и хетты
Жизнь праматери Сары представляет собой пример преданности и верности. Тора подтверждает, что ее вера в Б-га и преданность Ему в течение 127 лет жизни ни разу не ослабла.
Внутри каждого из нас есть «Сара» — преданность идеалам Торы. Но даже если по большей части мы поддерживаем эти идеалы, бывают моменты, когда мы отказываемся от них. Это происходит тогда, когда Авраам, метафора души, начинает переговоры. Внутри нас Авраам обращается к хеттам. В арамейском языке слово «хетт» означает падение. В каждом из нас есть хетты — склонности к ослаблению преданности и верности идеалам, к духовному падению. Авраам обращается к хеттам внутри нас и требует выделить ему землю.
Покорность
Те из нас, кто дают волю своей злобе, ожесточению, эгоизму или испорченности, отрицают это потворство даже перед самим собой. Они не сопротивляются слабостям, потому что, по их мнению, такая борьба пошатнет тот образ, который они так любовно создавали. Авраам требует трезвого взгляда на вещи, но мы не можем рассматривать себя в реалистичном свете до тех пор, пока не откажемся от потребности самонадеянно окружать себя фальшивой аурой праведности и не перестанем заниматься самолюбованием.
Аврааму нужно, чтобы мы твердо стояли на земле. Земля, по которой мы ходим тысячи лет, — самое скромное из всех творений Всевышнего. Авраам хочет, чтобы мы позволили себе смириться и признать и свои недостатки, и отрицание нами идеалов Торы.
Покорность не приходит к душе свыше. Ее нужно стимулировать изнутри. Высокомерный человек должен сделать свободный выбор, смириться и стать покорным.
Авраам не мог присвоить землю, но он мог договориться с хеттами о том, чтобы они подарили ее ему. Более того, он предложил им полную денежную компенсацию «подарка» и заплатил за землю серебром.
Стыд и сострадание
Серебро на иврите — кесеф (то есть деньги). Но у этого слова есть еще два дополнительных значения. В арамейском языке оно означает чувство стыда, а в иврите — сострадание.
Авраам сообщает нашим внутренним хеттам, что в случае, если мы откроем свои души покорности, получим награду серебром, т.е. почувствуем стыд и увидим исполнение желаний. Позволяя себе быть объективными, признавая свои недостатки и падения, мы испытываем чувство стыда, которое не дает покоя совести, требует исправления и стимулирует нас на совершение настоящих поступков.
Когда совесть неспокойна, тоскует душа. Перестав отрицать нарушение заповедей Торы, мы понимаем, что стремимся вернуть ее идеалы в свою жизнь. Обещание Авраама звучало так: «Вы дадите мне скромность, а я вам – серебро. Я обещаю вам чувство стыда от греха и последующее за ним желание содиниться с Б-гом».
Четыреста монет
Хетты внутри нас испытывают отвращение при мысли о необходимости действовать. Они видят, что Авраам настроен серьезно, и начинают торговаться, пытаясь тянуть время. На этот раз они выбирают тактику отрицания, заявляя, что плата серебром необязательна. Но когда Авраам настаивает на своем, хетты соглашаются, но лишь при условии, что размер платы должен быть небольшим. Четыреста монет. Ну что это за сумма для друзей?
Согласно Каббале, эти четыреста монет олицетворяют четыреста уровней тоски, желания содиниться с Б-гом. Хетты заявляют, что Авраам преувеличивает важность сделки, когда говорит, что мы потеряли связь с Всевышним. Авраам пытается выставить нас в невыгодном свете, а на самом деле мы не такие уж и плохие.
«Сто уровней желания – ничтожная сумма для нас, — говорят хетты. Мы духовные гиганты, которые и так любят Б-га. Мы давно прошли все четыреста уровней, о которых говорит Авраам».
Авраам не видит смысла в дальнейших переговорах. Хетты не пойдут на уступки, поэтому он приступает к действию. Он начинает отсчитывать монеты, одну за другой, тем самым демонстрируя, что работа еще не началась. Хеттам еще предстоит получить первую монету, взойти на первый уровень желания, чтобы постепенно пройти все четыреста уровней.
С другой стороны, действие Авраама показывает также, что твердая решимость способна преодолеть все препятствия и достичь медленного, но стабильного прогресса. Каждый из тех, кто еще не прошел первый уровень желания приблизиться к Всевышнему, способен достичь высшей точки, пройдя все четыреста уровней.
Лейзер Гурков