Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.11.2009
Когда Ребе Шнеур Залман из Ляд, известный как Алтер Ребе (1745-1812), встал во главе нового хасидского движения ХАБАД, к нему присоединилось множество евреев. Одни искренне верили в идеи Ребе, но были и такие, кто руководствовался иными мотивами. Последних привлекали новаторские интеллектуальные идеи Алтер Ребе, но не необходимость усваивать суть этих идей и работать над самосовершенствованием.
Одним из таких последователей Ребе был молодой коммерсант по имени Шломо Фейгин. Он был очень умным человеком и с удовольствием принимал участие в интеллектуальных беседах Алтер Ребе, но сердце его было далеко от обсуждаемых тем.
Однажды Шломо пришлось поехать по делам в Лейпциг. Перед отъездом он получил приглашение к Ребе. К удивлению Шломо, Алтер Ребе хотел познакомиться с планом его поездки. Узнав, что Шломо будет проезжать через город Карлин, рабби попросил его навестить своего друга, святого рабби Шломо из Карлина, и передать ему поклон. Шломо пообещал исполнить просьбу раввина.
В доме рабби Шломо молодого Фейгина проводили в гостиную, примыкавшую к кабинету раввина. Ожидая раввина, Шломо слышал, как тот расхаживает по кабинету. Внезапно дверь кабинета открылась, в гостиную вошел рабби Шломо и продолжил ходить по комнате. Вдруг он остановился и воскликнул: «Молодой человек, а что если в мире действительно есть Б-г?» Затем рабби Шломо вернулся в свой кабинет. Шломо Фейгин, пораженный странной сценой, ждал продолжения.
Прошло несколько минут. В кабинете вновь были слышны шаги раввина. Дверь опять распахнулась. На пороге стоял рабби Шломо. Он сделал несколько шагов и снова воскликнул: «Молодой человек, а что если в мире действительно есть Б-г?!» Когда сцена повторилась в третий раз, Шломо Фейгин понял, что Алтер Ребе неспроста попросил его навестить рабби Шломо из Карлина. Он должен был увидеть то, что увидел. С этими мыслями он и отправился в Лейпциг. Спустя некоторое время Шломо Фейгин перестал уделять время духовному развитию. Он увлекся зарабатыванием денег, предав свою веру. Будучи талантливым коммерсантом, он очень быстро добился успеха и стал вхожи в верхи общества, предав при этом веру отцов.
Прошло несколько лет. Алтер Ребе покинул этот мир. Царь принял решение строить по всей стране дороги. К немалому огорчению членов хасидской общины, одна из дорог должна была пролегать через кладбище, на котором был похоронен Алтер Ребе. Хасиды решили сделать все возможное, чтобы не допустить строительства дороги на кладбище. Им удалось узнать, что одним из подрядчиков стал вероотступник Шломо Фейгин. Хасиды разволновались. Поможет ли им бывший друг и брат? Дрогнет ли сердце такого человека, как Шломо Фейгин?
За дело взялся старый хасид, реб Моше Виленкер, который знал Шломо еще в те времена, когда они вместе учились у Алтер Ребе. Придя на прием к Шломо, пожилой реб Моше объяснил ему, в чем дело. Не колеблясь ни секунды, Шломо пообещал сделать все возможное для изменения маршрута дороги. Он также обратился к рабби Моше с ответной просьбой: ему хотелось провести вечер вместе, за беседой, как в старые добрые времени. Реб Моше согласился. За неспешной беседой Шломо рассказал старому хасиду о сокровенном: «Ты видишь, какого я достиг успеха, богатства и власти? Но все это мне ни к чему. Я постоянно слышу слова рабби Шломо из Карлина, сказанные мне много лет назад: «Молодой человек, а что, если в мире действительно есть Б-г?»
Йоси Гордон