Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.11.2009
Многие из нас в последние годы заявляют о том, что ведут «духовный образ жизни» и вообще обращаются к той части человеческого сознания, которая связана с Высшими Силами. Собственно, вопрос заключается не в том, есть ли у нас эта связь, а в том, каким образом эта связь выражается? Что это, самосовершенствование? Или это наш долг, точно такой же, как подчинение законам страны или ежедневная обязанность выходить на работу? Может, это просто наша суть?
В Талмуде более 1500 лет назад этот вопрос был сформулирован следующим образом: «Как человек называет место, которое Б-г занимает в его жизни: горой, рекой или домом?»
Б-г занимал отдельное место в жизни каждого из праотцов еврейского народа. На Храмовой горе в Иерусалиме есть место, которое, по свидетельству Торы, является центральной точкой присутствия Всевышнего в нашем мире. Во времена Авраама это место называлось «местом Б-жественного раскрытия». Для Ицхака таким местом стало «поле». Он провел в поле ночь и назвал его «домом Всевышнего».
По мнению каббалистов, жизни праотцов можно классифицировать по следующему принципу: Авраам олицетворял любовь, Ицхак был воплощением благоговения, а Яаков — сущностью истины.
Единственная проблема с любовью заключается в том, что когда ее бывает слишком много, граница между собственной личностью и другим человеком стирается настолько, что такая любовь становится уже нездоровой. Авраам олицетворял высшую ступень любви, но его сын Ишмаэль был примером того, насколько можно «озвереть» от любви. Проблема со скромностью, верностью и самодисциплиной заключается в том, что она может перерасти в жестокость. Ярким примером является Эйсав — «искаженное» отражение Ицхака.
С другой стороны, истина — такая, какая она есть; и не потому, что она к чему-то стремится или от чего-то скрывается. Истина — это любовь, признающая границы; истина — это решимость, смягченная состраданием. Истина — не гора, которая является не более чем возвышением на земле, которое пытается быть раем; и не поле, раскинувшееся по земле и покоренное плугом и лопатой. Истина — это дом: место, где течет жизнь, где удовлетворяются все потребности этой жизни, где жизнь принимается такой, какая она есть.
Конечно, дом не может существовать без горы и поля. Истина без любви мертва; истина без решимости безосновательна. Чтобы стать собой, мы должны взбираться на горы и работать в полях. Вместе с тем нам следует помнить, что жизнь дается нам не для того, чтобы мы чего-то достигли или покорили, а для того, чтобы мы воплотили все свои достижения и свершения. Или, как по этому поводу сказано в Мидраше, просто сделали наш мир домом Всевышнего.
Янки Таубер