Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.12.2009
Если вы сокрушаетесь, что вам никогда не отведать хорошего стейка, можете смело винить в этом нашего праотца Яакова.
Из всех обычаев, которые мы, евреи, соблюдаем в память о нашем прошлом, самый странный, на первый взгляд, тот, о котором мы читаем в текущей недельной главе Торы. Яаков борется с ангелом (духовным хранителем Эйсава) и в битве повреждает бедро. Поэтому сказано в Торе: сыны Израиля не едят седалищный нерв [животного], который у сустава бедра, потому что ангел поразил тот седалищный нерв Яакова (Берешит, 32:33).
Седалищный нерв (гид анаше) и все связанные с ним сухожилия и нервы расположены в задней части туши животного, а поскольку их удаление весьма трудоемко, в пищу нам разрешены только некоторые куски из задней части туши. Поэтому если вы сокрушаетесь, что вам никогда не отведать хорошего стейка, можете смело винить в этом нашего праотца Яакова, вступившего в поединок с ангелом Эйсава.
Неужели только потому, что четыре тысячи лет назад один из моих предков повредил бедро, я должен ограничивать себя в пище? Это справедливо? Это логично? Почему мы постоянно должны об этом помнить? В чем смысл этой традиции?
Рабби Шмуэль бен Меир (Рашбам), внук Раши, комментатор Торы и Талмуда, живший в XII веке во Франции, предлагает следующее объяснение этого обычая. Битва с ангелом произошла накануне встречи Яакова с братом. Эйсава сопровождали 400 вооруженных слуг, и Яаков планировал спастись от брата бегством. По мнению Рашбама, истинной причиной битвы с ангелом была необходимость заставить Яакова принять свою судьбу и не пытаться бежать. Яакову было на роду написано сражаться с врагом и одержать над ним победу. Только так он мог получить доказательство, что Всевышний защищает его от зла.
До того момента, оказавшись в опасной и трудной ситуации, Яаков спасался бегством. Когда Эйсав угрожал убить его, он скрылся в Беэр-Шеву. Однажды среди ночи он бежал от Лавана в Харан (когда решил, что Лаван не позволит ему вернуться домой). И в этот раз он захотел сбежать — от Эйсава. В любой момент мог случиться очередной ночной побег.
Очевидно Всевышний хотел, чтобы Яаков понял: стремление уйти от действительности не соответствует еврейскому взгляду на жизнь. Поэтому во время битвы ангел поранил бедро Яакова, и тот уже не мог никуда сбежать. Ему оставалось лишь принять бой, из которого он вышел победителем, получив имя Исраэль, символизирующее особый статус его обладателя, победу и благородство. «Не Яаков будет впредь имя твое, а Исраэль, ибо ты состязался с ангелом и с людьми и одолел».
Этот урок должны запомнить все дети Яакова. Каждый из нас должен стать сыном Израиля. Такие качества, как бесстрашие и отвага, сила и жертвенность, являются отличительными чертами нашего народа. Когда мы перестаем убегать от проблем, храбро и мужественно решаем их, мы достигаем высшего уровня самосознания. Мы переходим от уровня Яакова, который сосредоточен на борьбе, на ступень Израиля, на котором побеждаем. Когда мы готовы с честью выдержать испытание и выбираем бой, а не побег, мы становимся не просто борцами, но победителями, превращаемся из скромного Яакова в Исраэля, в лидера.
Разумеется, это непросто. Как правило, бегство — это путь наименьшего сопротивления. Я не говорю, что мы везде и всегда должны искать причину, чтобы начать бой. Но иногда в жизни действительно возникают моменты, когда нам приходится идти на противостояние. Нам необходимо найти решение определенной проблемы, чтобы правильно и своевременно выйти из затруднительного положения. И нет нужды постоянно жить в конфронтации. Но в глубине сердца мы зачастую знаем, что если мы не займемся решением проблемы, она будет преследовать нас постоянно.
Если мы способны отказаться от покорности в пользу мужества, история борьбы Яакова с ангелом должна вдохновлять нас на то, чтобы стать сильными личностями, которыми нам дано стать. И поврежденное бедро стоит того, чтобы передавать историю о нем из поколения в поколение — потому что память о нем заставляет нас становиться лучше. А небольшая жертва с нашей стороны, заключающаяся в том, что мы не едим запрещенное в пищу мясо с задней части туши животного, оправдывает себя.
Йоси Гольдман