Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.04.2010
«Я случайно попал на ваш сайт и теперь очень хочу стать евреем. Моя мама была набожной католичкой, а отец, англиканин по рождению, почти не бывал в церкви. Благодаря вашем сайту я всерьез заинтересовался иудаизмом. Каковы мои дальнейшие действия?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Теперь вы должны стать еще более хорошим человеком. Развивайте веру в свою душу, в свою судьбу и в Творца. Делайте больше добра, помогайте еще большему количеству людей. Учитесь мудрости, применяйте все свои знания на практике, сделайте жизнь по-настоящему интересной.
Для того чтобы реализовать на практике все вышеперечисленное вам не обязательно становиться евреем. Немало прекрасных людей, делающих в этой жизни замечательные вещи, — неевреи, и Всевышний все равно доволен ими. Если же вам хочется попасть в рай, помните, что согласно канонам иудаизма все хорошие люди удостаиваются жизни в грядущем мире, поскольку они верят в единого Б-га и соблюдают семь заповедей сынов Ноаха.
Видите ли, иудаизм и еврейство — абсолютно разные вещи. Иудаизм заключает в себе знание для людей в нашем мире и за его пределами. Это знание называется Тора, то есть учение, и ее Б-жественное послание заключено в принципах, которые уже приняла в качестве абсолютной истины большая часть из всех живущих на земле людей. Сама идея того, что человеческая жизнь бесценна, берет свое начало в Торе, как и схожая концепция равенства всех людей. Точно так же, право на обучение грамоте и получение образования пришло в наш мир через Тору. А мир во всем мире, как ценность и цель, был задан именно Торой и ее пророками за тысячи лет до того, как мир всерьез озаботился этим вопросом. И, разумеется, идея о существовании единого нематериального Творца, который создает и поддерживает все живое, и внимательно следит за тем, что происходит с каждым из нас, и дает любому человеку, творению, событию или объекту определенное значение, цель и судьбу — и базовое учение, на котором основаны многие другие идеи, и центральная мысль Торы.
С тех пор как мы получили это учение — более 3300 лет назад — оно было не просто сохранено, но раскрыто, разъяснено, истолковано и использовано еврейским мудрецами различными способами. Они применяли учение в серьезных вопросах, касающихся медицинской и деловой этики, политики, личного просвещения — в любой сфере человеческой жизни. Сегодня каждый из нас может воспользоваться этими умозаключениям и получить новые знания. Это и есть иудаизм. Что же такое еврейство? Быть евреем — значит быть потомком древнего народа по рождению или усыновлению. Этот народ необычен и уникален, потому что является единственным из древних народов, дожившим до наших дней, сохранив большую часть особенностей, характерных для народов периода бронзового века. В своей книге «Ружья, микробы и сталь» антрополог Джаред Даймонд описывает, как представитель папуасского племени из Новой Гвинеи приехал в соседнюю деревню, в которой жили представители того же племени, и немедленно начал беседу со следующих вопросов: «Откуда твои корни? Знаешь ли ты такого-то и такого-то?» Он хотел определить семейные и внутриплеменные связи. Евреи сегодня поступают точно так же, встречаясь друг с другом по всему миру. Потому что, живя в Нью-Йорке или в Йоханнесбурге, в Тель-Авиве или во Владивостоке, мы являемся потомками одного народа.
Причина ясна: для того чтобы сохранить учение вечной Торы для мира, еврейский народ тоже должен существовать вечно, оставаясь за пределами времени, как это было и раньше.
У каждого племени есть свои ритуалы. И у евреев тоже. Мужчины нашего племени носят определенные предметы одежды — кипу и цицит. Женщины следят за тем, чтобы одеваться скромно. Замужние женщины покрывают волосы. Каждое утро, завернувшись в шерстяные молитвенные покрывала с кистями цицит по краям, мужчины повязывают на лоб и на руку кожаные коробочки с молитвами, написанными на пергаменте. В синагоге мы молимся на древнем иврите и читаем древние свитки. Наши праздники установлены в память о важнейших событиях в истории нашего народа и укрепляют нашу самоидентификцию. Определенные виды пищи находятся под запретом, а те, что разрешены, проходят тщательную проверку. Согласитесь, нет ничего более характерного именно для представителей древних племен, чем все вышеперечисленное.
Дело в том, что ни один из этих обычаев никогда не имел отношения к общечеловеческому учению, разве что в более общем смысле. Скромная одежда, например, является неплохим примером для всех. Для чего нужно подгонять человека под определенные стандарты красоты? Ежеутреннее общение с Творцом? Как человек может без этого обойтись? А привнесение духовности в потребление пищи — прекрасный способ переступить границы обыденного. Но если речь идет об определенных, сугубо еврейских ритуалах, та значимость, которую ей придаем мы, не имеет никакой ценности для представителей других народов. (Если вы не верите мне, откройте первоисточник, и прочтите, как Всевышний говорит Моше: «Говори с народом Израиля, и скажи им...») Эти слова сегодня кажутся не вполне политкорректными. Мы живем в гипермобильном мире. И не только потому, что у нас есть личные автомобили и возможность заказывать билеты на самолет через Интернет, чтобы в любой момент оказаться в любой точке мира, но и по той причине, что мы полагаем, что наша идентичность может постоянно меняться. Сегодня я деловой человек, завтра — активист, отстаивающий права эскимосов, а послезавтра живу в Калифорнии и общаюсь с местной богемой. Мы можем постоянно меняться и искать себя — сегодня человек одновременно может быть итальянцем, нигерийцем, китайцем и жителем Бостона. И как такой человек может с уверенностью сказать мне, к какому народу я принадлежу, а к какому — нет?
Откровенно говоря, причиной всего этого является то, что такой человек считает схему гиперидентичности обманом, массовой иллюзией и социальной болезнью. Вы можете сменить стиль одежды, привычки в еде, друзей, поведение, взгляды на жизнь, перейти с Windows на Apple. Но кто вы есть — решает только Б-г, и лучшее, что вы можете сделать — выяснить это.
Двое моих приятелей в 60-х годах вступили в Корпус Мир и отправились в Юго-Восточную Азию. Они посетили известного в узких кругах гуру, жившего в джунглях, и сообщили ему о том, что хотят стать буддистами.
— Ну а сейчас вы кто? — спросил он.
— Никто, — ответили друзья.
— Откуда вы? Кто ваши родители?
— Они евреи.
— Зачем же вы пришли ко мне? — удивился гуру. — Идите и будьте евреями.
Теперь я должен оказать ответную любезность и сообщить жителям Юго-Восточной Азии, итальянцам, нигерийцам, эскимосам и всему человечеству следующее: я верю в то, что Всевышний хочет, чтобы каждый из нас изучил наследие своих предков, познал скрытые в нем истины и жил в соответствии с ними, помня о том, что именно этого хочет Творец. Эти истины ценны потому, что изначально человеческое общество было основано на законах, данных Адаму и Ноаху, наряду с законами, которые взяли на себя сыновья Ноаха. Эти истины можно найти, познав свое наследие через свет Торы. Носителем этого света является еврейский народ. Но для того чтобы разделить миссию еврейского народа необязательно становиться евреем. Свет виден всем, у кого есть глаза.
Получайте удовольствие от нашего сайта. И помогайте распространять свет.