Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.08.2010
Вам не стоит судить о людях, если вы, конечно, не судья. В таком случае судить — ваша профессия.
В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе — Шофтим (Дварим 16:18-21:9) — перечисляются указания относительно судей, которых следует назначить в каждом городе, чтобы они вершили правосудие и были гарантами цивилизованного общества. Интересно, что чтение главы выпадает на первую неделю месяца элул — месяца, в течение которого мы очень серьезно готовимся к грядущим Дням Суда — Рош а-Шана и Йом Кипуру.
Тем не менее, между судьями, находящимися в этом мире, и Небесным Судьей существует несколько принципиальных различий. В земном суде в случае, если после справедливого суда подзащитному вынесен обвинительный вердикт, надежды на смягчение наказания со стороны судьи мало. Закон есть закон и ему следует повиноваться. Обвиняемый может лить слезы, но ни один судья не может быть уверен в том, что это раскаяние искренне. Покаяние обвиняемого, конечно, задевает чувства людей, но исключительно в рамках судебного заключения. В конце концов, в нашем мире судья может принять решения, основываясь на очевидных фактах. В данном случае речь идет о случившемся преступлении. А есть ли раскаяние — неизвестно. Возможно, осужденный — прекрасный актер, разыгрывающий искреннее сожаление. А Небесный Судья действительно знает, искренне ли раскаялся подсудимый, или он всего лишь играет на публику. Следовательно, только Он может прощать. Поэтому в Небесном Суде помогает тшува (раскаяние).
Великий еврейский мудрец Махарал из Праги дает еще одно объяснение. Судить человека может только Б-г. Каждый из нас наделен как плохими, так и хорошими качествами. Даже тот, кто много грешит, совершает и хорошие дела, которые «перевешивают» все его неправедные поступки. Возможно, даже один хороший поступок по своей значимости может превесить плохое. Все дело в том, что известно об этом только Б-гу. Только Он может судить человека в контексте всей его жизни и поступков — как плохих, так и хороших.
Наша цель — подражание Небесному Суду. Нам стоит смотреть на человека в целом. Вы считаете, что он плохой, но неужели все, что в нем есть, так плохо? Возможно, у него есть какие-то качества, искупляющие его негативную сторону? Конечно, есть в нем что-то хорошее. Я повторяю — смотрите на человека в целом.
Один учитель решил провести эксперимент. Он принес в класс белую тарелку и показал ее ученикам на своем уроке. В центре тарелки было маленькое черное пятнышко. Один из учеников сказал, что видит это пятнышко. Второй предположил, что оно там для того, чтобы стрелять в него. Третий сказал, что тарелка скорее всего грязная. Тогда учитель спросил: «Кто-нибудь из вас увидел белую тарелку?»
Да, пятно действительно существовало, но тарелка-то все равно оставалась белой. Почему мы видим только грязь? Давайте учиться находить в других хорошие качества? Никто не совершенен, включая нас самих. Давайте же не будем осуждать и критиковать людей, а будем видеть их положительные качества.
Йоси Гольдман