Top.Mail.Ru

Какая вера лучше?

15.10.2010

«Недавно я беседовал со своим сыном о происхождении человека. Он сказал, что ему претит идея о происхождении человека от обезьяны, и он твердо уверен в том, что нашими предками были Адам и Хава. А я считаю, что теория Дарвина является более обоснованным объяснением нашей эволюции, и полагаю, что детям не стоит продолжать изучать миф о сотворении мира. Разумеется, мы с сыном можем спорить на эту тему до бесконечности. Не могли бы вы пролить свет на этот вопрос?»

На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Аарон Мосс:

Однажды на борту самолета, совершавшего рейс в Израиль, соседом пожилого раввина оказался тоже немолодой самоуверенный атеист. На протяжении всего полета они мирно беседовали друг с другом.

Из соседнего ряда к раввину то и дело приходил внук, который то приносил воду, то спрашивал, что он может сделать, чтобы дедушке было удобнее. Спустя какое-то время атеист посетовал: «Хотел бы я, чтобы мои внуки относились ко мне с таким же уважением! А они со мной едва здороваются. В чем ваш секрет?» И раввин ответил: «Дело в том, что для моих внуков я на два поколения ближе к Адаму и Хаве, двум людям, сотворенным рукой Б-га. А если судить по теории, которую вы преподносите своим внукам, вы на два поколения ближе к обезьяне. Так за что же они должны Вас уважать?»

У каждого убеждения есть последствия. Если сегодня детям не хватает уважения и почтительного отношения к старшим, если традиции теряют свой авторитет, а ценности прошлого забываются, то все это является естественным следствием современной системы образования, не так ли? Если мы говорим своим детям, что они — не более чем высокоразвитые животные, они и будут вести себя соответственно. И относиться к своим родителям и учителям они будут как к менее развитым людям, которыми они и являются на самом деле.

Нам стоит задуматься о последствиях своих убеждений. Если мы полагаем, что человек стал человеком благодаря случайности, тогда жизнь не имеет никакого смысла. У того, что происходит случайно, не может быть смысла. Произвольный взрыв или мутация не могут стать основой для постановки цели. Моя жизнь, или ваша, или даже история всего человечества теряют какую бы то ни было значимость. И уже неважно, как я живу — хорошо или плохо. В любом случае все происходящее становится случайной последовательностью событий.

У нас есть цель только в том случае, если мы были созданы с целью. И у наших жизней есть смысл только если мы были созданы кем-то, полным смысла. Если мы учим наших детей тому, что они были созданы с определенной целью и для достижения цели, они будут понимать, что от них ждут большего, чем от животных. Историю Адама и Хавы нужно рассказывать не только потому, что она достоверна, но и потому, что она является основой морали и нравственности.

И креационизм, и дарвинизм нуждаются в вере. Нужно верить в то, что мужчину и женщину создал Б-г. В теорию, согласно которой человек стал результатом непроизвольных многочисленных мутаций одноклеточного организма, тоже нужно верить. Но лишь одно из этих учений требует, чтобы наша жизнь подчинялась законам нравственности. И именно эту теорию будут изучать мои дети.

{* *}