Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.02.2011
Евреев называют «народом Книги» не случайно. При закладке здания Еврейского университета в Иерусалиме, которая состоялась 24 июля 1918 года, Хаим Вейцман, впоследствии ставший первым президентом Израиля, сказал: «На первый взгляд кажется странным, что в стране с таким малочисленным населением, где многое еще предстоит сделать, в стране, которой отчаянно нужны сельскохозяйственные орудия и современные дороги, мы создаем центр духовного и интеллектуального развития».
Слова Хаима Вейцмана повторяют изречение, далеких предков тех, кто заложил Еврейский университет. В Торе сказано, что перед тем, как перевезти свою семью из Ханаана в Египет, Яаков отправил туда Йегуду с важным поручением. Суть поручения и по сей день является предметом обсуждений. Кто-то считает, что Йегуда должен был выяснить формальности переезда и получить информацию относительно вопросов жилья для большой семьи Яакова. В Мидраше дается другое объяснение: «Йегуда спустился в Египет первым, чтобы построить дом учения».
Следовательно, перед тем как строить дома для своих семей, евреи возвели здание, в котором они собирались учиться.
Где берет начало столь неуемное желание получать знания? В один из редких моментов раскрытия Всевышний сказал об Аврааме: «Я горячо люблю его». Почему? «Потому что Я предопределил его на то, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га, творя добро и правосудие». И причина такой любви Всевышнего заключалась не в интеллектуальном совершенстве или праведности Авраама, не в его легендарной доброте или самопожертвовании. Дело в том, что Авраам уделял особое внимание учению.
В дальнейшем у горы Синай, перед первой встречей с Б-гом, мы получили подтверждение того, что образование должно стать предметом нашего личного и общего внимания.
Перед тем как Творец дал свое согласие на встречу, где Он планировал даровать нам Тору, Он сказал, что Моше Рабейну должен предоставить убедительные доказательства того, что еврейский народ будет изучать Тору во всех поколениях.
Он не поверил взрослым евреям, равно как и старикам и молодым. Но когда речь зашла о детях, Творец согласился. Наши мудрецы работали над раскрытием законов Торы и заключенных в ней идей, но фактически именно дети сохранили ее традиции и заповеди.
Ангелы
Все предметы обихода в Святом Храме и Ковчеге обладали святостью. В Ковчеге хранились скрижали Завета, ставшие основой нашей веры, «брачным контрактом», заключенным между Б-гом и еврейским народом. Но кому можно было доверить сохранность основополагающего документа, повествующего о любви и мудрости Создателя? В чьих руках должен был оказаться бесценный «брачный контракт»?
«И сделай двух крувов из золота на двух концах крышки [ковчега]. И будут крувы с простертыми вперед приподнятыми крыльями, и крылья их должны будут прикрывать крышку». «Лица обоих крувов изображали детские лики». «У одного было лицо мальчика, а у другого — девочки». То есть ангелы были сделаны не по образу Моше Рабейну, но по подобию наших детей.
Всевышний избрал еврейских детей для того, чтобы они охраняли Тору и Его заповеди. Именно они на своих крыльях в будущем будут носить Тору.
Чистое золото
Истинное золото
Как мы можем распознать золото? Какое еврейское образование считается хорошим? Культура? Изучение идиша и Талмуда? В данном случае у существования крувов также есть свой внутренний смысл: «И сделай двух крувов из золота; выкуй их». Раши объясняет эти слова так: «Не изготовляй их отдельно, чтобы прикрепить их к краям покрытия в готовом виде. Но положи много золота, когда начнешь изготовлять покрытие и бей молотком легким или тяжелым по центру, так, чтобы края выступали». Неужели нельзя было отлить ангелов отдельно, а затем прикрепить их к крышке ковчега? Почему процесс их создания был сопряжен с такими сложностями?
Скорее всего причина заключается в том, что сам Ковчег (вместе с крышкой) олицетворял хранимую в нем Тору; а крувы символизировали детей. Если мы хотим «сотворять» своих детей, то есть прививать им определенную систему ценностей, взгляды на мир — мы можем делать это двумя способами: отделить их от крышки (т.е. Торы) или отлить вместе с крышкой. Мы должны желать, чтобы наши дети стали единым целым с Торой, слились с ней воедино. Ведь если, не дай Б-г, они будут отделены от Торы, то потеряют себя. Все их помыслы и поступки должны быть неотрывно связаны с золотом Торы, из которого они сделаны.
Вот прекрасный пример. Однажды, когда моя годовалая дочка увидела, как я протягиваю жене несколько монет, она крикнула: «Мама, цдака!» Жена пояснила: «Каждое утро мы с ней опускаем несколько монет в коробочку для цдаки. Она привыкла, что это действие является частью ее жизни, и теперь каждый раз, когда видит любые монеты, первое, о чем она думает — это цдака». Для моей дочери монеты не являются деньгами; для нее это возможность помочь неимущим.
Разрешенный культ
Вопреки запрету Всевышнего на любые изображения в стенах Храма, единственными позволенными нам изображениями были изображения детей. Очевидно, единственный культ, допускаемый Творцом после поклонения Себе, — это трепетное отношение к образованию наших детей.
С другой стороны, это ведь одно и то же, не правда ли?