Top.Mail.Ru

Цена лука

01.03.2011

Уже несколько недель и в Люблине, и в близлежащих местечках бушевали сильные метели и ураганные ветра. Дороги были завалены снегом, и жители не могли никуда добраться. Это значило, что крестьяне не могли попасть в город со своим товаром, и запасы еды быстро подходили к концу.

Многих продуктов попросту не было — например, лука. И хозяйкам при подготовке к Шаббату пришлось обойтись без него. Нехватка лука переживалась очень болезненно, ведь в Люблине блюдо из рубленых яиц с жареным луком считалось неотъемлемым атрибутом субботнего стола. Евреи Люблина помнили времена, когда не было мяса или рыбы, но такого, чтобы ни в одном доме не было лука, не случалось никогда!

Домашние известного цадика, Провидца из Люблина, пребывали в совершенной растерянности. В хасидской традиции вышеупомянутому блюду придавали особое значение. Жена цадика пыталась сберечь лук всеми доступными ей способами, но в один прекрасный день все запасы иссякли. Кому-то из соседей удалось-таки добраться до живущих в окрестных деревнях крестьян, но и у них лука не было.

Однажды, в пятницу, один их учеников Провидца, рабби Нафтали из Рофшиц, проснулся пораньше, чтобы как обычно отправиться в синагогу и от всей души помолиться Творцу. На обратном пути он проходил через рынок, где случайно увидел крестьянина, продающего целый мешок лука.

— Ух ты! — воскликнул про себя реб Нафтали. У него тут же возникла идея. — Это как раз то, что мне нужно!

Он подошел к крестьянину и предложил купить у него весь мешок. Крестьянин прекрасно знал цену своему товару и намеревался выручить за лук хорошие деньги, поэтому предложил за мешок возмутительно высокую цену. Однако, к удивлению крестьянина, реб Нафтали принял его предложение не торгуясь и тут же достал деньги.

На этом чудеса не закончились. «Я готов купить твой полушубок и шапку», — сказал крестьянину реб Нафтали. Тот, конечно, отказался. Как он должен был по такому морозу возвращаться домой без полушубка и шапки? Но пачка купюр, которую ему протянул покупатель, сделала свое дело, и очень скоро состоялась и эта покупка. Реб Нафтали продолжил путь домой с мешком лука и одеждой. Чуть позже у дома Провидца из Люблина возник странный крестьянин. Он был одет в полушубок, меховая шапка были низко надвинута на глаза и он громко кричал: «Лук! Продаю лук!»

Вскоре у дома цадика собралась толпа хасидов. Всем хотелось купить лука к Шаббату. Они окружили торговца и начали горячо торговаться. Но крестьянин не хотел уступать ни гроша. Вдруг он закричал, что на сегодня торговля окончена и лук он больше не продает!

Хасиды умоляли его остаться.

— Мы хотим купить немного лука для нашего ребе. Он святой человек. Если ты продашь нам лук для ребе, Всевышний благословит тебя!

— Если он действительно такой великий человек, я продам ему лук, — ответил крестьянин. — Но я хочу продать лук ему лично, глядя в глаза.

Хасиды потрясенно замолчали. Как они могли привести к ребе такого человека? Подумав некоторое время, они поняли, что выбора у них нет.

Когда они вошли в дом ребе, тот, как всегда по пятницам, полировал свой особый кубок для кидуша. Это был прекрасный кубок, отлитый из чистого золота и украшенный изображениями святынь Земли Обетованной, таких, как Стена Плача, башня царя Давида и Масличная гора. Про этот кубок ходило много слухов. Говорили, что он достался Провидцу по наследству от одного из знаменитых хасидов предыдущего поколения, и тот, кто произносит кидуш над этим бокалом, получаеь много благословений. Конечно, удостоиться такой чести было нелегко. Праведник никому не позволял пользоваться этим кубком и даже касаться его. Всю неделю он стоял в закрытом шкафу, а по пятницам цадик лично полировал его до блеска перед тем как поставить на субботний стол.

Когда на пороге возникли хасиды, сопровождающие крестьянина с мешком лука, Провидец понял все, не задавая ни одного вопроса.

— Сколько ты хочешь за мешок?» — спросил он крестьянина.

— Минутку! Не так быстро, — грубо ответил торговец, держа руки перед собой. — Я промерз до костей. Мне нужно выпить, чтобы согреться.

Всем стало понятно, что крестьянин говорит не о чашке чая. Ребе попросил помощника налить торговцу немного водки. Спустя минуту перед крестьянином стояла стопка.

— И это все?! — воскликнул крестьянин, — только одна стопка?

— Отдайте ему бутылку. Пусть делает, что хочет, — сказал ребе, отвернувшись.

Крестьянин оскорбился.

— Ты думаешь, я пьяница? — сердито выкрикнул он. — Ну, я тебе сейчас покажу! Я пойду домой и не продам тебе ничего!

С этими словами торговец покрепче завязал мешок, закутался поплотнее и направился к двери.

Хасиды попытались остановить его, бормоча слова извинения. Наконец крестьянин передумал. Он самодовольно усмехнулся и вновь заговорил: «Вот что я вам скажу: я продам весь лук только в том случае, если ты подашь мне водку в этом бокале». Он указал на золотой кубок ребе, стоявший на столе.

Хасиды в страхе отпрянули от наглого торговца. Из этого святого кубка, которого не касался никто, кроме ребе, будет пить этот неотесанный крестьянин?! Они наперебой начали предлагать торговцу все имеющиеся в доме чаши и стаканы, но тот стоял на своем. «Нет, я буду пить только из этого бокала. Или я иду домой!»

Его вновь пытались переубедить, но тщетно. Крестьянин был непреклонен. Трясущимися руками отчаявшийся Провидец сам налил водку в священный бокал и, отчаянно дернув рукой, подал его крестьянину. Тот схватил бокал, крепко зажмурил глаза и громко и четко произнес: «Барух Ата…Шеаколь нийье бидваро».

Все присутствующие потрясенно молчали. И только Провидец, взглянув на крестьянина еще раз, понял, что произошло. Его лицо озарила улыбка счастья. «Лехаим, реб Нафтали! Как ты умен! Ты действительно заслужил честь выпить из моего кубка! Лехаим!»

Биографическая справка

Рабби Яаков-Ицхак Горовиц (1745-1815), известный как Провидец из Люблина, был учеником рабби Элимелеха из Лежайска (1717-1787) и ключевой фигурой среди последователей хасидского движения на территории Польши. Его ученик, рабби Нафтали из Рофшиц (родившийся в день смерти Баал Шем Това — 6 сивана 1760 и скончавшийся в 1827 году) стал наставником сотен хасидов. Отличался острым умом и чувством юмора. Был известен как автор многих блестящих афоризмов.

Иерахмиель Тильс

{* *}