Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.03.2011
Что сделали евреи в день 23 адара? Почему этот день исторический? 23 адара 1311 года до н. э. был впервые собран Мишкан, или Скиния Завета. После этой даты в течение семи дней до 1-го нисана Мишкан собирали утром и разбирали вечером. С 1-го нисана Мишкан стал неотъемлемой частью службы Всевышнему.
Мишкан, или, как его еще называют, «Шатер откровения», «Скиния собрания» или (более прозаично) «Временный Храм», есть довольно простая грамматическая форма от глагола, который на языке Торы и ее Творца значит «обитать», в смысле «проживать, обитать где-либо»: лиШоКоН. Так и на иврите — языке, на котором Всевышний творил мир, — корень Ш — Х/К — Н с идеей местопребывания, местожительства, «прописки», если использовать термин из советских паспортов. Отсюда и весьма важное для еврейского миропонимания слово «Шхина» (б-жественное присутствие) и само название «Мишкан» – то место, где это присутствие фокусируется и достигает наибольшей полноты. С той только разницей (весьма, впрочем, существенной!), что Всевышнего никто и нигде «прописать» не может. Это Его идея, инициатива, воля – иметь для совершенно бесконечной, сверхъестественной и непостижимой сущности Творца совершенно определенное местопребывание, шатер, который Его народ построит по Его указаниям и предначертаниям.
Таким образом, была закончена постройка уникального сооружения, которое нельзя назвать просто «шедевром архитектуры», хотя бы потому, что оно теперь не существует в своем первозданном виде. Сооружение, которое, пожалуй, точнее всего можно назвать вместилищем и обиталищем невидимого, неизмеримого и вездесущего начала и одновременно моделью человеческого существа, еще одним, более совершенным и наглядным отпечатком изначальной идеи Храма, как Ворот в Вечность.
Мишкан представлял собой большой двор, огороженный льняными занавесями, в западной части его стояло здание, стены которого состояли из деревянных брусьев, на них был раскинут тройной шатер: нижняя крыша образовывалась из полотнищ, сотканных из разноцветной шерсти и льна, вторая — из козьего пуха, и третья, верхняя, — из выделанных шкур. Перед этим зданием во дворе стоял медный жертвенник, на котором непрерывно горел огонь, павший с неба при освящении Мишкана, и возносились жертвоприношения. Внутри здания, в его внешней части, стояли три священных предмета: "золотой жертвенник" для воскурения благовоний, стол для особых хлебов и "менора" — семисвечный светильник. Входы во двор и в собственно здание Мишкана закрывали огромные занавеси, и внутри самого здания особый занавес отделял внешнюю часть его, "кодеш", от Святой Святых, "кодеш-кодашим". В Святой Святых стоял Ковчег Завета, в котором находились Скрижали, а позже — еще и сосуд с ''маном", которым евреи питались 40 лет в пустыне, и свиток Торы, написанный рукою Моше. Когда евреи трогались в путь, левиты разбирали Мишкан и грузили на повозки, самые же священные предметы несли на плечах коэны; при остановке Мишкан собирался вновь, и так он сопровождал евреев 39 лет их странствования в пустыне.
Перед смертью Моше спрятал в тайнике те части Мишкана, из которых составлялся двор и стены здания, и после перехода через Иордан Мишкан принял новую форму: стены его уже строились из камней, на них раскидывалась все та же крыша, что и раньше. 14 лет завоевания и раздела Земли Израиля Мишкан стоял в Гильгале, недалеко от Иерихона, затем — в Шило 369 лет, оттуда он перешел в Нов, где простоял почти 12 лет до смерти пророка Шемуэля, оттуда — в Гивон на 45 лет. Затем был построен Иерусалимский Храм и с того момента вступил в силу запрет строить Храм и приносить жертвы, где бы то ни было, кроме Храмовой горы в Иерусалиме.