Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.04.2011
Правда ли, что у каждого облака есть серебряная окантовка? Правда ли, что в каждом проклятии присутствует скрытое благословение? Следует признать, что распознать такие вещи нелегко, но мы, тем не менее, верим в такую концепцию.
Глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, рассказывает об очищении людей, заразившихся неизвестной болезнью, похожей на проказу. Эта болезнь носит название цараат (слово имеет тот же корень, что цорес (беды)). В главе перечисляются различные проявления цараат — болезнь может поразить и человека, и одежду, и даже стены жилища. В последнем случае, если после установленного периода изоляции пятна не исчезали, от камней, на которых проявилась цараат, избавлялись, а на их место клали новые.
А теперь представьте себе, что ваш дом разрушен. Что это — благословение или проклятие? Конечно, владелец разрушенного дома не будет считать случившееся благословением. Но, по мнению наших мудрецов, евреи, жившие в древние времена на Святой Земле, думали иначе. Ханаанейцы, жившие на этой земле еще раньше, замуровывали свои сокровища в стенах домов. Для евреев единственным способом найти сокровище был разбор камней. Когда такое случалось, несчастный человек, стены дома которого поразила цараат, вмиг становился богачом, обретшим клад. В одно мгновение у черного облака, нависшего над его домом, появлялась окантовка из серебра, золота и драгоценностей. И для него проклятие превращалось в благословение.
Некоторое время назад компания одного из моих друзей обанкротилась. Поначалу он был безутешен. Затем он открыл новое дело, которое, слава Б-гу, процветает. Недавно он признался: на то, что первая компания обанкротилась, он смотрит как на благословение. Он сказал буквально следующее: «Сначала мы работали на банки, а теперь — на себя».
Одна из прихожанок нашей синагоги страдала от заболевания сердца, врачи сообщили ей о необходимости коронарного шунтирования. У нее было очень слабое здоровье, из-за чего вероятность неудачного исхода операции повышалась. Что вобще за жизнь у тяжелобольного человека? Даже на обычной прогулке каждые несколько минут бедной женщине приходилось останавливаться, чтобы передохнуть. В больнице врачи сообщили, что единственный шанс на спасение — коронарное шунтирование. Вероятность успеха такой операции составляет 50 процентов, но иначе женщина умерла бы наверняка. Операция была сделана и, слава Б-гу, эта женщина пошла на поправку и прожила еще много лет, радуясь успехам детей и внуков. Все эти годы она шутила: «Слава Б-гу, у меня случился сердечный приступ! Мне сделали коронарное шунтирование!» Хотя смешного в ее словах было мало.
Было бы наивно полагать, что в жизни всегда применим такой подход. Жизнь сложна и зачастую нам не так-то просто увидеть благословение за потрясениями и трудностями. Но мы продолжаем верить в то, что Б-г желает нам только добра и однажды, заглянув в прошлое, мы увидим, что разочарования и беды на самом деле сослужили нам добрую службу.
Каждый из нас в те или иные моменты жизни переживает неудачи. Наше испытание заключается в том, что мы должны извлечь урок из каждого потрясения и стать лучше. Кто знает, может быть сам факт того, что мы становимся мудрее и деликатнее — и есть та самая серебряная окантовка?
По сути, мы начинаем понимать жизнь и ценить скрытые благословения в каждой неудаче, благодаря двум качествам: вере и терпению. С верой, которая помогает нам осознать существование высшей, лучшей цели в жизни, и терпением, с которым мы ждем своего часа, мы способны стойко перенести все жизненные невзгоды.
И я прошу Б-га о том, чтобы каждый из нас в ближайшем будущем нашел свою серебряную окантовку.
Йоси Гольдман