Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.05.2011
Вы думаете, это тавтология? Для чего слово «скажи» повторено дважды? Неужели кто-то может подумать, что Моше стал бы жестами изображать слова Б-га? Только представьте себе: 600 тысяч человек в пустыне играют в шарады, в центре стоит Моше Рабейну с фигурой из трех пальцев и жестами изображает указания, данные в Торе относительно законов для первосвященников.
Конечно, у этого повторения есть гораздо более глубокий смысл. По мнению Раши, в данном случае Всевышний хотел дать нам едва различимый, но один из самых значимых намеков: недостаточно того, что мы просто рассказываем людям, как им нужно вести себя. Мы должны убедиться в том, что наши инструкции слово в слово будут переданы следующим поколениям. Говори и скажи. Говори с ними так, чтобы они сказали твои слова своим детям.
Сколько философских течений и общественных движений исчезло только потому, что молодым не передавали прекрасные идеи и цели старших поколений! Единственным действенным способом передать важный для нас образ жизни является передача своих идей последующим поколениям — пока они молоды. Таким образом, по мере взросления они устоят в борьбе с сомнениями, с которыми на определенном этапе жизни сталкиваются все.
Еврейский народ стал таковым после Исхода из Египта. Ребенок появляется в нашем мире внезапно, он гол и растерян. Так и мы, оказавшись в пустыне, не были готовы к свободе, у нас не было заповедей и мы все еще страдали от своего рабского менталитета. Как новорожденный младенец не готов ни физически, ни морально к независимому существованию и поэтому получает защиту от других людей, которые вместе с тем учат его жизни, так и еврейский народ должен был повзрослеть.
На протяжении семи недель после Исхода мы получали уроки жизни, учились жить и думать, как свободные люди. Мы вспоминаем свое путешествие каждый год в течение 49 дней счета омера и посвящаем эти дни духовному очищению. Каждый новый день становится новым этапом эмоционального и интеллектуального путешествия навстречу свободе, поэтому мы так охотно считаем дни до того момента, когда мы получим Тору на горе Синай.
То, что у нас появляются дети, не является гарантией того, что наши идеи и наш образ мыслей перейдут к ним. Нам следует наставлять и воспитывать их до тех пор, пока они не станут самостоятельными и независимыми, пока не научатся сами принимать решения. Когда учителю удается передать ученику любовь и преданность к своим идеям, и впоследствии, уже будучи самостоятельным человеком, ученик выбирает путь своего учителя и передает полученные знания своим детям — это и есть настоящее воспитание.
Элиша Гринбаум